Вершиной традиционного еврейского мистицизма, согласно профессору Гершому Шолему, можно считать лурианскую каббалу, которая легла в основу современных форм каббалы. Исаак Лурия переработал огромный массив каббалистических концепций, чтобы увести развитие мистицизма в сторону от мессианского вектора, заданного ШабатаемЦви, дискредитировавшим каббалу в глазах ортодоксов. Одним из центральных нововведений, присущих лурианской космогонии, стала доктрина «цимцум» (ивр. «сокрытие»), объясняющая сотворение видимого мира. Предполагалось, что первоначально божественный свет заполнял все пространство и ничто не могло бы быть сотворено вне его. Когда Творец решил создать вселенные, он стал сжимать свет, чтобы освободить пространство для материи. На месте, покинутом светом, образовалась пустота («техира»), в которую Творец испустил еще один луч света, тем самым запустив творение. Тот свет, который был собран Творцом в процессе цимцум, решено было поместить в сосуды. Однако, согласно лурианской каббале, десять сосудов (отождествляемых с сефирот на Древе Жизни), предназначенных для хранения света Творца, не справились со своей задачей и шесть из них были разрушены, выпустив в этот мир зло. Если бы рухнули все десять сосудов, видимая вселенная откатилась бы до своего первоначального состояния, так как выпущенный на свободу свет заполнил бы техиру. На мифологическом уровне эти космологические события, по мысли известного оккультного автора Томаса Карлссона, можно приравнять к Грехопадению Адама и Евы и восстанию Люцифера. В современной каббале лурианские представления о разбиении сосудов получили свое развитие благодаря деятельности «Каббала-Центра» Карен и Рава Бергов. Берги считают, что каббалой должны заниматься не только представители иудейской религии, но и любые люди, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Хотя учение Бергов и восходит к традиционной хасидской ветви еврейского мистицизма, ортодоксы критикуют «Каббала-Центр» за чрезмерную коммерциализацию, отказ от традиций и секулярный характер. Доктрину Творения лурианской каббалы отличает динамичный характер процесса создания вселенной и особая роль личности в деле восстановления божественного порядка. Лурие удалось сместить акценты с ожидания прихода Мессии, который должен был исправить все несправедливости материального мира, на роль каждого конкретного человека в деле этого исправления. Последователи учения Исаака Лурии считают, что каждый каббалист на индивидуальном уровне должен прикладывать усилия для восстановления равновесия, предшествующего Разбиению Сосудов («Sheviratha-Kelim»). Фото книг в статье: olegasphoto.com.ua
|