От Эйзенштейна до Звягинцева: век истории русского кино в десяти примерах.
В конце октября 1908 года на экране московского театра «Аквариум» мелькнул первый русский художественный фильм: «Стенька Разин» - восьми минутный немой черно-белый немой фильм, экранизация пьесы Василия Гончарова: В нем гибнет персидская принцесса на бешеных волнах Волги. Фильм снимался в заливе города Санкт-Петербург. Для массовых сцен было нанято до 150 человек. Хотя и режиссер (Владимир Рамашков, и Александр Дранков), и монтаж, и актерская игра вызвали у зрителей больше всего восторга, это было рождением великой истории российского кино russianfilmservice.ru/about/.
Практически каждый современный кинорежиссер, будь то российский, западноевропейский, азиатский или другой происхождения, считает Сергея Эйзенштейна своим художественным образцом для подражания. Как и другие пионеры немого кино, такие как Дэвид Варк Гриффит и Фридрих Вильгельм Мурнау, Эйзенштейн установил стандарты для развития кино, которые сегодня никто не ставит под сомнение.
В 1905 году он эффектно устроил мятеж на царском боевом корабле в Одессе. Сцена марша военных на широких ступенях в том, что сейчас является украинским черноморским городом, тем временем стала культом мировой культурной истории - и снова и снова используется и цитируется в новых фильмах.
2 Кубанские казаки (1949 г.)
С помощью этого фильма режиссер, а позже и глава Мосфильма Иван Пырьев построил историю любви между двумя рабочими из двух разных колхозов на Кубани. Советская жизнь здесь показана максимально идиллически и романтично.
Однако ирония судьбы заключалась в том, что фильм был выпущен только через четыре года после окончания Второй мировой войны, когда страна все еще была в значительной степени разрушена, и людям часто не хватало еды. Кому нужен кинотеатр и еще такая романтическая история? Во время съемок тоже были сложности: говорят, актеры снова и снова теряли сознание, когда видели на съемочной площадке искусственный сбор урожая, который должен был показать богатство южного советского региона.
3 Летят журавли (1957)
Фильм Михаила Калатозова и Сергея Усуревского считается настоящим нововведением своего времени: как с точки зрения актерского мастерства, так и с технической точки зрения, а также операторской работы, которая теперь позволяла создавать фазы изображения, которые иногда длились несколько минут. Кроме того, впервые были применены универсальные поддоны на круговых направляющих - техника, которая до сих пор интенсивно используется.
Эта чудесная история любви и дружбы заканчивается трагически. Виновата Вторая мировая война, которая разделила семьи и заставила главных героев принять неверные решения. Люди здесь - это гораздо больше, чем просто часть советского общества, здесь они - личности.
Говорят, что бывший глава советского государства Никита Хрущев разозлился и назвал главную героиню "шлюхой" после просмотра этого фильма. Трагическая судьба Вероники (Татьяна Самойлова) стала символом всего бремени, которое пришлось нести советским женщинам, чтобы пережить войну. И это коснулось миллионов людей за пределами Советского Союза. «Летят журавли» получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах в 1958 году.
4 Андрей Рублев (1966)
В этом фильме сочетаются национальный характер, искусство и старые традиции с трагической историей России. Фильм был запрещен советским руководством в течение многих лет из-за слишком большого количества религиозных и философских оттенков.
Как в философской саге о художнике из истории русской культуры, фильм насыщен воспоминаниями и уходит в русское средневековье. Режиссер Андрей Тарковский , безусловно, заслужил место на российском кинематографическом Олимпе не только этим фильмом, но и семью другими его замечательными чертами.
5 Война и мир (1966-1967)
Эта четырехсерийная эпопея режиссера Сергея Бондарчука , отмеченная наградами, считается лучшей экранизацией классика Толстого и в то же время самым дорогим фильмом в Советском Союзе. Только для батальных сцен министерство обороны сформировало кинокавалерийский полк численностью более 1500 человек, который позже использовался в других фильмах.
На всю постановку ушло полных шесть лет. В общей сложности 58 музейных коллекций и 40 советских реконструкционных предприятий должны были реконструировать историческое оружие и одежду.
Однако самые известные сцены - это батальные сцены : только для Бородинского сражения в 1812 году французская и русская стороны бросили кавалерийский полк численностью 950 человек и в общей сложности 15 000 пехотинцев.
6 Июльский дождь (1967)
Этот фильм режиссера Марлена Чузиева стал прорывом и считается самым интеллектуальным фильмом своего времени. Вдохновленный французским кинематографом «Новая волна», он привнес новый визуальный язык в советский кинобизнес - и в то же время ориентировался на жанр авторов песен, который был очень популярен в то время, таких как Булат Окуджава, Юрий Висбор, Владимир Высоцкий и многие другие. В частности, известные российские режиссеры Андрей Тарковский и Александр Митта сыграли небольшие второстепенные роли в летне-осенней истории любви 30-х годов, которая переживает ужасный поворот, вызванный разрывами в мировоззрении и убеждениях.
7 Москва слезам не верит (1980)
"Москва слезам не верит" - один из самых успешных фильмов советских времен. Премьера фильма состоялась в Москве в конце 1979 года. Чуть позже, 11 февраля 1980 года, фильм был показан по телевидению и собрал 90 миллионов долларов. Культовый фильм был показан и за рубежом «Внимание» и был награжден «Оскаром», в том числе за лучший зарубежный фильм.
Режиссеру Владимиру Меньшову удалось убедить Голливуд в фильме о сильных женщинах. Эта тема была поднята в США еще в 1959 году в очень успешной мелодраме «Лучшее из всего». Это была история трех женщин, которые работают в издательстве и ищут своего личного счастья. Их жизненные пути складываются по-разному.
«Москва слезам не верит» - это тоже о трех женщинах и их жизни в период с 1958 по 1978 год. Они приезжают в Москву из провинции, чтобы найти там счастье. Постоянная Катарина, которую играет Вера Алентова, работает на фабрике и мечтает о высшее образование. В свободное время сидит за учебниками. Для легкомысленной Людмилы, которую играет Ирина Муравьева, жизнь в Москве похожа на большую авантюру. Людмила хочет встретить красивого и богатого человека (что ей тоже удается) Скромная Антонина в исполнении Раисы Рязановой, работает на стройке и в самом начале фильма выходит замуж за простого рабочего.
Спустя годы счастлива только Антонина. Катарина, главная героиня фильма, была оставлена отцом дочери и вынуждена заявить о себе как о матери-одиночке. Спустя годы она становится успешным директором фабрики, но это мешает ее любовному счастью с другим мужчиной. Людмила разведена, ее бывший муж - алкоголик.
8 Астенический синдром (1990)
В России тоже режиссура - преимущественно мужская профессия. Таким образом, Кира Муратова была редким исключением в конце советской эпохи. «Астенический синдром» имеет место в двух разных эпохах - доперестроечном и самом периоде реформ, и эти две части остаются в значительной степени независимыми друг от друга.
Первая часть - черно-белая - рассказывает историю женщины, скорбящей по умершему мужу. Вторая часть изображает учителя, страдающего астенией, особенно чувствительной.
Фильм получил множество призов, в том числе Серебряного медведя приза жюри 40-го Международного Берлинале.
9 Брат (1997)
Этот классический фильм режиссера Алексея Балабанова отличается от всех остальных фильмов в списке тем, что считается символом новой, постсоветской России. Главный актер Сергей Бодров, сыгравший Данилу Багров, в одночасье стал героем целого поколения. Фильм о бывшем солдате, который едет в Санкт-Петербург искать своего брата, который живет в большом городе, лишенный всех иллюзий. Но после того, как его брат поручает ему устранение босса мафии, на земле вспыхивает ад и уносит множество жертв. Данила предает брат и попадает в лапы мафии. Однако ему удается расправиться с бандитами. В конце концов, он прощает брата и бежит из города.
Русский боевик типичен для своего времени, так как повествует об очень специфической группе людей: благородных преступниках. Границы между добром и злом очень размыты, потому что, хотя Данила убивает людей и принимает очень жесткие меры против мафии, он по-прежнему сохраняет определенную порядочность и имеет собственный кодекс чести. Его взгляд на мораль лучше всего отражен в следующих словах: «Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней!».
10 Нелюбовь (2017)
Новый фильм Андрея звягинцева «Нелюбовь» был показан в основной программе Каннского международного кинофестиваля. Золотая пальмовая ветвь, ожидаемая критиками, досталась Педро Альмодовару, но режиссер получил приз жюри.
На первый взгляд «Нелюбовь» может показаться обычной семейной драмой, но это еще не все. Молодая пара находится на грани развода. У обоих есть успешные любовники. Они хотят отправить сына в детский дом, но на следующий день забывают об этом решении, потому что слишком заняты своей жизнью. Но мальчик исчезает.
Сюжет, похоже, сконцентрирован на поиске, как в «Ушедшей девушке» или «Черном соколе», но, по словам кинокритика Антона Долина, главные герои смотрят не снаружи, а внутрь. Критик также приводит диалоги и Актеры великолепны. Естественность - тоже в эротических сценах, чего обычно очень трудно добиться.