В СТАРИННОМ СЕЛЕ
"...Степан Ильич усмехнулся:
- Как же могло остаться, когда мы в двадцать девятом собственноручно и
организованно все подчистую уничтожили.
- Подчистую - понятно. Но что значит "организованно"?
- Очень просто. Согнали народ на площадь, образовали круг. В круг
положили все, что напоминало о старом: иконы, вышитые ризы, всякие
деревянные статуи, книги, по пуду в каждой, в кожаных крышках.
- Село ваше старинное. Не помните, не было ли книг, написанных от руки?
- Не разбирали тогда. Но память показывает, что были и такие.
- А не было ли икон, совсем почерневших от времени?
- Всякие были иконы, и черные, и новые. Одна чудотворной почиталась.
Говорили, что ей пятьсот лет.
- Ну и...
- Все одно, туда же пошла. Статуи были, то раскрашенные, то просто
дерево. Ноты церковные, крюками называются. Это значит, еще до расколу
написаны.
- А не было ли, кроме парчовых риз, такого шитья: вроде бы икона, но
только не красками по дереву, а разноцветными нитками вышито по холсту.
Красными, синими, серыми.
- Были и такие. У нас церковь еще до татар обоснована. Там все было.
Кучу навалили с дом вышиной. Мне же довелось поджигать. Я пучок соломы
подложил с той стороны, откуда ветерком тянуло. Эхма! Бутыли керосину не
пожалел. В двадцать девятом-то году! За полчаса прополыхала...."
http://bookre.org/reader?file=395775&pg=76 ИЗЪЯТИЕ КРАСОТЫ
"...- Что красивого построили вы в этом городке в духе нового понимания
красоты, такого, чтобы оно было вам не чуждо? Взамен чуждого, подлежащего
ликвидации?
Я и без вопроса знал, что в городе ничего красивого не построено, и
поэтому не удивился, что собеседник не удостоил меня ответом. Вместо ответа
он продолжал:
- А этой вашей красоты я из уезда собственными руками шестнадцать возов
отправил.
- Давно ли?
- В первые годы Советской власти. Пришла директива из Москвы: изъять и
отгрузить все художественные ценности древнее семнадцатого века. Семнадцатый
мы и не трогали, разве по ошибке. Да и что трогать, когда у нас и
пятнадцатый, и четырнадцатый, и древнее. Одним словом, шестнадцать возов
набралось. И все ведь мелкие изделия. По-нашему, по-музейному - мелкая
пластика. Медное литье, мощевики, кресты деревянные резные, в том числе по
кипарису и пальме. Ну конечно, и кость - слоновая, главным образом. Не
пренебрегали деревянной скульптурой, если представляла исключительную
ценность, уникальные писаные иконки... Одних Нилов Столбенских, я думаю, не
полсотни ли штук.
- Как это все происходило? Отдали распоряжение принести и сдать к
такому-то числу?
- Что вы! Если бы только пронюхали о наших планах, мигом бы все
припрятали, в землю бы зарыли, да и просто в огонь. Старообрядцы, они себя
не щадят, жгут, когда конец наступает. Наверно, слышали. Нет, нам пришлось
разработать настоящую операцию,
- По изъятию красоты?
- По изъятию художественных ценностей.
- И каковы были стратегия с тактикой?
- Видите ли, вместе с директивой нам прислали и главных исполнителей....
...- За мной по пятам ехали подводы со стрелками.
- Вот оно что. Значит, таким образом вы и насобирали шестнадцать возов
древних художественных ценностей?
- Директиву я выполнил на сто процентов,
- И нисколько не перестарались? Может быть, если бы отправили два воза,
Москва бы успокоилась. Никто ведь эти ценности не считал.
- А моя революционная совесть? Изъять - значит изъять.
- Как думаете, где теперь ваши шестнадцать возов?
- Считалось, что мы их отгрузили в распоряжение Исторического музея.
- Почему "считалось"? Скорее всего, так и есть.
- Так-то оно так. Только в последующие годы я бывал в Историческом
музее, внимательно осмотрел и фонды.
- Нет ваших шестнадцати возов?
- Да. Не попалось ни одного предмета..."
http://bookre.org/reader?file=395775&pg=78