СВОЙСТВА ПЕНТАГРАММЫ КАТЕГОРИЙ

(Часть 1)

 

© Сахно В. А.

Контакт с автором: sva4611@Gmail.com

 

Расширены представления о пентаграмме категорий как метамодели. Свойства симметрии и асимметрии в определенных плоскостях, а также представленные практические примеры метамоделей физического вакуума, ноосферы, основных жизненных представлений и экономики, позволяют лучше представить работу с пентаграммой категорий.

___________________________________________________________________

Ключевые слова: онтология, категории, метамодель, ноосфера, экономика.

 Что можно сказать о самой пентаграмме, как историческом явлении? Только то, что она впервые появилась в восточных теориях У-СИН. Что одна и та же пентаграмма, применялась ко всем меридианам (органам и системам) в учении об акупунктуре. Уже тогда понимали ее место в познании как некий гносеологический аспект. Эта выражалось в нескольких аспектах:

Во-первых, она идентифицировала элементы пентаграммы  (земля, металл, вода, дерево, огонь), придавая им определенную качественную значимость первоэлементов (идентификация). 

Во-вторых, эта же идентификация позволяла  обобществлять акупунктурные точки на любых меридианах (единство). 

В-третьих, она вводила иерархию явлений через пентаграмму. То есть она соотносила пентаграмму на уровне точек меридиана (отражающего орган) и на уровне взаимосвязи всех органов в целом (иерархия).

В-четвертых, она устанавливала закономерные отношения между элементами, через термины "стимуляция" - "угнетение" (кибернетический принцип).

В-пятых, она (через понятия Янь-Инь)  устанавливала соотношения симметрии-асимметрии в пентаграмме (гармония).

Идея В.В. Налимова [1] о существовании семантического вакуума и распаковки его  очень заманчива, но автора смущало, еще в те времена, когда эта идея была очень популярна, одно обстоятельство. Предполагалось, что распаковка этого семантического вакуума должна происходить спонтанно.  И здесь мы переходим как бы в область веры человека. Автор не верит в спонтанность и мистику в той интерпретации, которую ей подчас придают. Нет, не зря над Кремлем рубиновая звезда, не зря отец автору оставил свой военный орден "Красной Звезды", не из любопытства, а по великой необходимости осваивалась древняя премудрость пентаграмм в акупунктуре, и первая пентаграмма автора вовсе не была пентаграммой категорий, а отражала взаимосвязь эндокринных органов. Потом принцип пентаграммы "каждый с каждым" осваивался как топология сети.  Нет никаких случайностей, а есть определенные конфигурации мира (по В.В. Демьянову).  Если вероятность равна 1/2, то что-то плоское, если 1/6 - скорее всего куб и т.д., а не нечто бесполое-пустопространственое-однородное- ...... , из чего вдруг что-то появляется. "Все от Плоти Единого", в том числе распаковка семантического вакуума одновременно с физическим вакуумом, которому "легче" распаковаться через диады, триады, пентады. Просто мир человеческих взаимодействий в Реальности большей частью проистекает в ситуациях пониженной мерности.

Это третья статья автора на тему "пентаграмма категорий". Первоначальная статья [2] , была, в сущности, идеей, которая родилась из области медицины как древнее учение У-СИН (учение о пяти элементах). Многолетние наблюдения увязали применимость медицины не только в рамках акупунктурных меридианов [3], но и в более широком смысле как диагностический способ отражения адаптивного состояния человеческого организма в его целостности. Категории, как известно, сами по себе представляют некое обобщение. А пентаграмма категорий – это некая метамодель (обобщение обобщений).  Вторая статья [4] расширила рамки представлений применимости пентаграммы, введя такие широкие ноосферные представления как Сознание и Дух. По тексту данной статьи будет по-прежнему использоваться словесные выражения, идеи и количественные оценки для Плоти Единого из трудов В.В. Демьянова [5, 6, 7]. Новым будет изобразительное представление пентаграммы категорий относительно страницы, с тем, чтобы уточнить некие симметрии и асимметрии присутствующие в пентаграмме категорий. На рис.1 представлена пентаграмма категорий в самом общем виде.

Рис.1. Пентаграмма категорий

Поскольку эвалектика В.В. Демьянова провозгласила одних из своих императивов "все от Плоти Единого", то и атрибуты ноосферного характера, такие как Разум, Сознание, Дух тоже производные этой Плоти. Поэтому, сначала остановимся на строении этой Плоти, с тем, что бы в дальнейшем перейти к ноосферным явлениям. В.В. Демьянов использовал модель суперструны, для объяснения поведения физического вакуума в формировании реальности  физического мира. Суперструна представляет собой замкнутую цепь праатомов, как показано на Рис.2.

Рис.2.  Суперструна физического вакуума

Суперструна состоит из праатомов длинной ~10-13 см, толщиной ~10-33 см, количеством  ~1041 штук, общей длинной (в вытянутом состоянии) ~1028 см. Каждый праатом одухотворен вращательным движением с частотой порядка ~1043 Гц. Масса суперструны оценивается в ~10-5 гр.  Вся же струна "складывается" или "раскладывается" с инфра периодом ~100 млн. лет за счет изменения угла "альфа"  между праатомами суперструны. В "сложенном" состоянии при угле α =0о (360 о) все праатомы находятся в минимальном объеме с окружностью ~ 1017 см. На Рис.3 представлен прообраз суперструны, отражающий ее основные понятия, строение и поведение. Это не пентаграмма категорий в обычном смысле, а принцип пояснения. Всю пентаграмму категорий представляют все суперструны.

Рис.3. Структура и участие суперструны в физическом вакууме

Учитывая, что таких суперструн порядка ~10 91, можно представить себе какой колоссальный перестановочный потенциал ~10132 праатомов Плоти в динамическом диапазоне (~10-43 сек - ~1018 сек) находиться в "руках" Единого. Вот где прячется настоящая мистика! Вселенная, если можно так выразиться языком эзотериков, "дышит". Сплетение праатомов Плоти "одухотворенное" спиновостью праатомов создает весь "интерьер" эволюции, увеличивая Сложность (как топологическую размерность) своих Творений через Плоть, а не в пустопорожнем пространстве. Именно через увеличение топологической размерности содержательности, в сверхпроводимости Плоти в форме физического вакуума, реализуется Свобода всех осуществлений. В этой модели, самое таинственное и загадочное явление Время – "это фазово-структурная изменчивость и циклическая текучесть Плоти" (В.В. Демьянов). Таким образом, для физического мира пентаграмма категорий (учитывая поправку на многозначность слов) может быть представлена как Рис. 4.

Рис. 4. Пентаграмма категорий для физических представлений

 

Эта картина физического мира, используя ассоциации, позволяет построить пентаграмму ноосферных атрибутов (сферы мыследеятельности), представленных в рамке пентаграммы категорий, как показано на рис.4.

 

Рис. 5. Пентаграмма ноосферных атрибутов реальности

Работая с пентаграммой категорий, мы должны определиться, на каком уровне мы ведем обобществление. Согласно Рис. 5 – это самый максимальный (вселенский уровень обобществления). На месте Сущего у нас Субъект-Объект. Этим двойным названием мы подчеркиваем особое положение в пентаграмме категории Сущего, как носителя двойственности. На уровне Субъект-Объект разума может быть и атом, и одуванчик, и человек. Хотя по представлениям Алисы Бейли ("Сознание атома") можно предположить, что и атом обладает зачатками рефлективности и разума, тем не менее, говоря о ноосфере, мы будем в дальнейшем в большей мере относить всю атрибутику именно к Человеку. Сознание в пентаграмме вне Субъект-Объекта. Сознание представляет собой синтез Пространственности и Содержательности (Субъект-Объект Разума), что очень связано с бытовым представлением о человеческом сознании. Дух представлен как единый взаимоувязанный процесс Созидательности. Поскольку мы пользуемся самыми обобщенными философскими категориями Качества и Количества, и как бы через них пытаемся обобщить все проявления бытия, рассмотрим их подробнее.

Качество и Количество - одни из основополагающих категорий философии. Поскольку это категории, то они обладают определенной общностью и различием. Границы этой общности и различия можно обозначить более значимо, если мы зададим ей определенные свойства, области, определения или правила обращения с категориями в терминах логики или математики. Пока, как предварительную гипотезу, обозначим одну из границ различия Качества и Количества - отношение этих категорий к дискретной математике, в частности, в применении к алгебре высказываний [8]. Тогда таким определенным свойством категории Качество будет возможность исчислять высказывания по аналогии правилам конъюнкции  (логическое умножение), а аналогом категории Количества будет возможность исчислять по правилам дизъюнкции (логическое сложение).

Представим себе, что у нас есть железный, прямоугольный в сечении, определенной длины брус. И есть точно такой же графитовый  брус. Каждый из этих материалов имеет качество - прочность. Это качество можно численно измерить, например алмазной призмой, подвергая материал определенному стандартному давлению алмазной призмы. Площадь квадратного отпечатка на материале будет обратно-пропорционально твердости. Известно, что, добавляя углерод в металл в определенном процентном (количественном) отношении (например, 97 к 3), можно изменить прочность железа. Но ясно так же, что если эту пропорцию мы поменяем местами, то мы не получим того же результата. Это свойство в математике зависимости результата от изменения мест слагаемых или множителей называется коммутативным законом. Так вот, качество как определенное "нечто", не подчиняется коммутативному закону умножения, а количество, наоборот, предполагает коммутативность слагаемых. Если мы сложим механически два железных бруса,  и будем испытывать на прогиб, подвергая его нагрузке, то нам все равно, в каком порядке мы их сложили и как пронумеровали – это главное свойство Количества. В отношении к Качеству, как мы видели выше, мы не можем так поступить.

Этот момент очень верно подметил И. Кант,  когда он в [9] определил время как "ряд" а пространство как "агрегат". То есть причинно-следственные отношения как фактор качественности категории времени не коммутативны. А для пространства - это выполняется. Все это мы знаем из обыденной жизни, что нельзя сложить легкость и твердость, но именно некоммутативность порождает причинно-следственную зависимость. Даже если качественные характеристики вырождены (как оси координат Декартова пространства) все равно для вычисления объема мы умножаем длину на ширину и высоту, то есть придаем им качественную значимость. Вот этот пример особенно характерен именно в наличии некого "обмана", которое породило тупик познания, представляя перед человечеством свою иллюзию пустопорожности. Увы, Пространство, как и Время, все время творится. Даже эта фраза "Время все время" показывает нашу ограниченность в представлениях мира.

В пентаграмме категорий Качество и Количество используются именно как категории, а не как численная оценка (для твердости - площадь продавливания алмазной призмой). Эту численную оценку твердости называют величиной (А.Ф. Лосев [10]). Но к категории Количества она не имеет никакого отношения (я не могу сложить две твердости). А вот толщину пластины удвоить можно. При этом можно ожидать, что такое качество как упругость (прогиб пластины под воздействием стандартного груза) будет уменьшаться пропорционально количеству пластин. Иными словами, область применения категории Количества в отношении к Качеству должна иметь ортонормированный (независимый) характер, как и предполагает эвалектика. Поскольку в пентаграмме категорий работают триады категорий, важно помнить в каком отношении находятся соседние категории. Эта путаница с применением понятий "Тезис-АнтиТезис", где слово "Анти" по своему явному смыслу выстраивает две сущности в оппозицию друг к другу (предполагая "борьбу" противоположностей и вызывая только энтропийные явления, а не синергетические), завела гносеологию в тупик (В.В. Демьянов посветил критике этого явления первый том "Эвалектики ноосферы"). Поэтому в дальнейшем, даже употребляя такие слова как "Тезис – Антитезис" мы будем подразумевать эвалектическое взаимодействие как ортонормированных сущностей.

Симметрия и асимметрия в любом объекте или явлении всегда предполагает наличие неких глубинных свойств. Учитывая эти факторы, в пентаграмме категорий можно условно выделить три горизонтальные плоскости и две вертикальные, которые несут в себе свойства симметрии и асимметрии пентаграммы категорий, как это показано на Рис. 5. Эта симметрия в "количественной" и "качественной" плоскости носит смысловой характер, а не абсолютный. Субъект-Объект и назван так, потому, что несет все антиномии в самом себе.

Что можно сказать к такому ноосферному понятию как Сознание, используя топологию пентаграммы. Во-первых, согласно предшествующей ей диады Пространство и Субъект-Объект, Сознание представляет собой некое особое "пространство мыслимых сущностей". Этот эволюционный ряд сущностей известен как Иерархия. Кварки, атомы, молекулы, вещество, растения, животные, Человек, Космос – все эти сущности являются не просто "наполнителями" пространства, а сложным симбиозом предыдущих творений – эволюции, и в то же время они соответствуют эволюционным ступеням некого метрического пространства сложности. Сознание находится в плоскости симметрии "количества". Правда, это уже не однородное пространство, как в левой части симметрии пентаграммы, а пространство мыслеформ, главная характеристика которого носит пространственный оттенок – это "вложенность". "Сознание – мера ноосферной сложности мира" – по выражению В.В. Демьянова. И вот еще его высказывание: "Сознание – это феноменальное свойство не только субъекта Разума (человека), "страдательно" познающего природу, но и, прежде всего – это мера интерьерной "физической усложненности" Содержания проявленной (в Веществе и Волнах) Плоти Континуума замкнутого мира, первоначально накапливаемой в "физических" организациях "квантов духа" в форме Разума (например, земного человека), развивающего себя в эволюционном Синтезе многих миллиардов "квантов духа" до ноосферной суперспособности экстраполяционно самопознавать Единое, как Целое".

Бытовой смысл этого понятия очень соответствует тому месту, которое Сознание занимает в пентаграмме категорий. Если можно так выразиться, по "эволюционному рангу" развития Сознание стоит выше Субъект-Объекта Разума. Ведь о-сознавать – это значит находить себе соответствующее место среди сущностей мира. "Личность есть самосознание, она есть всегда противопоставление себя всему внешнему" А.Ф. Лосев[11] .

Восточные учения придавали большое значение простому осознанию без примесей эмоциональности. Это предполагало объективность знаний. Вот какую информацию о Сознании дает Википедия: "В философии, сознание рассматривается как способность со-относиться, со-знавать предмет (Гегель). При этом под “сознанием” понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно так же, как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно".

Интересен момент того, что Сознание и Субъект-Объект являются предшествующей диалектической парой для Духа. В отличие от того тонкого налета мистичности, проступающей в "духовной" литературе – дабы, Дух "сам по себе" некая сущность, пентаграмма придает этой связке Сущее-Единое-Становление, в плане ноосферизма, четкий смысл: Дух есть эвалектический синтез Субъект-Объектов Разума и Сознания. Эта мысль очень актуальна на настоящий момент времени (особенно в экономическом аспекте). Дух, с одной стороны (ассоциативно с физическим планом), является предельно длительным циклом, а, следовательно "требующем" согласованности действий от предыдущих категорий (и очень ассоциирует со словом Закон). А с другой стороны он является исходной категорией для Времени и Пространства (в сфере идеального), представляя собой механизм фрактальности.

Есть, какая то неопределенность в воззрениях на механизм Духа в существующей литературе. В то же время, это действительно "удивительный" механизм. Дух (в его производных явлениях) это в самом простом смысле – ротация, циклы, круговорот, создающий вектор восходящего созидательного направления. Швея шьет одежду и с каждым циклом иглы (которая тенет за собой ниточку) появляется стежок, а потом и изделие. Каменщик кладет кирпичик циклическими движениями – появляется дом. Бухгалтер набирает документ за документом циклически – формируется баланс. Дети появляются не без этого способа. Метод во всех случаях вроде бы утилитарно простой, но каково разнообразие творений! Но это именно его про-Явления (Созидательность)!

Сам по себе Дух(Т), как прототип физического инфра периода, и как проявление философской категории Становления, задает осознанную динамическую целостность всем явлениям Природы через фрактальность. Он Закон Вселенной, он та карма, которую мы все несем. Сохраняя свой инфра ритм (Созидательности), он в соответствии с требованиями целостности своей аурической составляющей, предоставляет всему сущему только две возможности (через представления рядов Фурье) – либо рассыпаться на мелкие "брызги" (микроволны), либо осуществиться в неком Сложном, гармонично вписавшись в его, Духа, композицию Творчества. Развитое Сознание и Дух делают необратимыми явления Времени. Есть хорошее сравнение космоцикла с пружиной механических часов, которая раскручивает весь механизм шестеренок. Тоже относится и к Духу только в сфере идеального. То, что используется "физическое" слово Время и Пространство в ноосферном плане допустимо из-за их широкой интерпретации (говорят же субъективное время, функциональное время, пространство мысли, явлений и т.п.).

Читатель уже подметил, наверное, некое структурное свойство пентаграммы категорий. Оно в том, что в направлении часовой стрелки рассмотрения категорий идет увеличение некой "сложности" категорий, начиная с категории качества. Особенно это заметно в физическом плане. Природа как бы обменивает свои глубинные основополагающие черты через эволюционные моменты усложнения (материального и духовного плана) на некоторые обобщенные категории. Этот разрыв "сложностей" на уровне перехода Становление-Качество отражает спиральный характер эволюции.

Переход Становление – Качество один из самых таинственных в пентаграмме категорий. Во-первых, здесь проходит граница вертикальной симметрии. Во-вторых, оба атрибута относятся к качественному аспекту. А Качество – это глубинная категория, чем Количество. Вот что по этому поводу пишет В.В. Демьянов: "Всеми процессами усложнения сущностей в Мире управляют гармония и цикличность. Гармония здесь имеется в виду не только духовно-эстетическое значение Красоты, но и в физическом, строго счисляемом значении гармонического движения, непрерывность одних характеристик которого как бы прерывается цикличностью других, вставленных в первые. Все многообразие Форм Движений происходит от многообразия элементарных гармоник, формирующих циклические процессы проявления сущего в микро-, макро- и космогоническом масштабах".

У нас Становление и Качество в одной смысловой качественной плоскости. Вот этот переход "Качество-Качество" интуитивно подсказывает наличие некого преобразовательного механизма на этом участке. В физике такой объект часто сопоставляют со свойствами геометрического объекта – тора. Достаточно сказать, что в теории всех взаимодействий в веществе известного физика И.Л. Герловина [12], фундаментон – элементарная частица вещества, представляет собой тор. Тор – геометрическая фигура, позволяющая двигаться по ее поверхности сразу в трех проекциях, проецируя свое "однообразное" локальное движение в разные частоты по осям Декартовых координат. У В.В. Демьянова, как было указано выше, это суперструна. Гетеродинные явления (сложения и вычитание частот на нелинейных элементах), происходящие в Плоти Единого, позволяют организовывать весь спектр частотных явлений проявленных в материи.

На Рис. 5 дано самое общее представление о понятиях ноосферы. Если же мы хотим приблизиться к людским делам, то надо говорить уже не о Субъект-Объекте, и не о Человеке (как о нечто общем), а о Личности (частном). Ведь говорят же "творческая личность" и т.п.  Тогда наши категории Времени и Пространства тоже приобретут другой оттенок. Тогда качественной категорией станет Смысл, а количественной – Понятие, как это показано на Рис.6.

Рис. 6. Пентаграмма ноосферных атрибутов Личности

Смыслу у А.Ф. Лосева посвящен целый раздел в его труде "Самое само".  Смысл он связывает с диалектикой тождества и различия. Но только эти две категории в отношении смысла можно применять только вместе, как бы постоянно переходя от одного к другому. Интересная деталь: когда он говорит о связке "и" в отношении к этим категориям, то мы понимаем, что он говорит о конъюнкции, о логическом умножении. И далее поясняет, что эти две категории предполагают друг друга, и их объединяет фактор становления. Смысл у А.Ф. Лосева не сам по себе, а "всякий смысл есть смысл чего-нибудь".  Смысл исходное представление о веще или явлении, что личность может сказать о ней. Смысл самая первая "привязка" данного объекта или явления что можно сказать о них, как правило, соответствует вопросу "для чего?". В смысле (в ноосферном понимании) всегда должен присутствовать "дух", импульс, поскольку именно "спиновость" этого понятия связывает его с категорией Времени и Качества. Ведь в Смысле нет границ, в отличие от Количества. Как категория Качества, смысл про-Являет себя. Только в отличие от более абстрактной категории Качества, Смысл действует в сфере Разума личности, где и проявляет энергетичность от Плоти Единого. 

Понятие, в отличие от смысла, количественная категория. Когда мы говорим о смысле стула, мы говорим "чтобы сидеть". А когда стул как понятие, то мы начинаем соотносить этот стул с окружением, мы говорим о мебели, ну а мебель ясно всегда "где-то" - в комнате. Так появляются пространственные характеристики, с которыми мы соотносим стул. И эти объекты - стул, стол и т.п. мы можем "сложить логически" в мебель. В отношении смысла такого не скажешь, поскольку это область векторного исчисления, а, следовательно, нелинейного (но направленного). Поэтому Личность, даже имея частные смыслы своей жизни, в целом может не ощущать смысл своей жизни.

Если рассматривать пентаграмму категорий в мыслительной деятельности (ноосфере), и как проявленную симметрию и асимметрию, то Личность у нас в пентаграмме получается "расколотой" надвое. Она и Субъект, и Объект, она и микромир для себя, и ее окружает макромир, она и Форма и Содержание.  О чем это говорит? В первую очередь о том, что Человек фрактально идентичен в области ноосферы Вселенной. Именно Ноосфера, та область явлений, где Личность идентична Вселенной "один к одному".  Да, человек обладает духом, да он имеет свое личное сознание (проецированное из вне). Он сам по себе пентаграмма категорий в атрибутах ноосферы. Он можем постигать смыслы как Объект и сопоставлять их (в содержательной части) со своими понятиями – анализировать (превращая в понятия). Он синтезирует свои знания (в сознании), и в соответствии со своей деятельностью Субъекта формирует свой Дух. Невольно вспоминается первый принцип Кибалиона – "вселенная представляет собой мысленный образ" или "все есть мысль".

Если продолжить мысль В.В. Демьянова о процессе познания как взаимодействии эвалектических векторов двух планов – конкретного (К) и абстрактного (А), то сфера научной деятельности, через призму мировоззрения пентаграммы, представлена на Рис. 7.

Рис. 7. пентаграмма категорий в сфере научной деятельности

Человек живет "в миру", каждый день соотносит свои желания с возможностями, а в своей жизненной деятельности руководствуется мудростью и волей, как показано на рис. 8.

Рис. 8. Пентаграмма категорий основных жизненных атрибутов человека

Категория Сущего – центр горизонтальной симметрии пентаграммы категорий. В дополнении к выше сказанному можно добавить следующее. Во-первых - это некий Преобразователь, который преобразует собой и через себя количественные категории более низкой размерности в более высокие (Пространство в Иерархию, Понятия в Сознание).

Во-вторых, оно само (Сущее) испытывает симметричное влияние слева и справа. Ведь для того чтобы появилась трава, нужна почва (слева) и биосфера, кислород, солнце (справа). Может быть, это не лучший пример, но, разбирая ранее причины болезней, было отмечено, что заболевание всегда носит двойственный характер микро-макро событий.

Но именно роль "комплексного преобразователя"  характерна для Сущего. Это особенно видно на примере излучающего электрона, который приводился в [4,5,6,7]. Именно здесь происходит математика скалярного умножения (S1*S2)  в пред-событии и векторного умножения [S1xS2] после-событийного плана на границе Сущего фактически одновременно. В результате чего появляется третье Новое (S3), ортогональное первым двум. Где S1 и S2 обобщенные векторы "родительской плоскости" в эвалектике, а S3 Новое;

Отсылая читателей, за подробностями к трудам В.В. Демьянова, я вместе с ним восхищаюсь этой эвалектической формулой энергетического перехода из Содержания в Форму, на примере образования атома водорода из протона и электрона:

∆Еm = ∆Е12 + i•Е3

 

Где:

∆Еm - обменная энергия;

∆Е12 - энергия связи "родительской пары";

Е3 – энергия электромагнитного излучения;

;

Именно в Сущем происходит некое преобразование, трансформация, отмеченная нами как Объект-Субъектный процесс. Когда мы рассматривали ранее [2,4] человеческий организм, то на месте Сущего у нас были человеческие органы (специализированные клетки). А они тоже были "преобразователями" энергии. Это свойство Сущего преобразовывать энергию, как основополагающее свойство его дуальности, было использовано ранее в [13] для придания ему внутреннего атрибута Коэффициента Полезного Действия (КПД) как Качества, если рассматривать человеческий организм как целое.

Произведение "Диалектика математики" А.Ф. Лосева одно из самых значимых в его творчестве. Если математику рассматривать как диалектику движений его разделов, то и саму математику можно как-то представить в пентаграмме, как показано на рис. 9.

Рис. 9. Пентаграмма категорий для математической области знаний.

Можно ассоциировать преобразования, происходящие в Сущем с неким механизмом свойственной диалектике математике в понимании А.Ф. Лосева. И сейчас через диалектику комплексных чисел, попробуем показать, что Сущее не редуктор, преобразующий одни обороты в другие, а именно полноценное исполнение закона отрицание отрицания, которое предполагает как минимум одно некоммутативное действие.

А.Ф. Лосев видит два момента формирования мнимого числа:

Во-первых, если единица 1 есть пологание, утверждение, то "минус единица" есть первое отрицание "как отталкивание" от фактической субстанции в мысленную, идеальную область.

Во-вторых, происходит извлечение корня из "минус единицы", а это есть момент "алогического становления, в частности к области органического роста бытия, в отличие от остальных арифметических действий, которые мыслятся как механические или усложнительно-механические" (А.Ф. Лосев). Это, по мнению автора, второй момент отрицания (некоммутативный).

Все это описывалось только с той целью, чтобы показать Сущее, как истинно эвалектический объект, если смотреть с современных точек зрения. Этот момент двойственного преобразования, который предполагает нелинейный механизм, одно из существенных моментов мировоззрения на диалектику (эвалектику). Интересный момент – одно из двух отрицаний коммутативно, другое нет.

Говоря о пентаграмме категорий нельзя пропустить и общую теорию систем (ОТС). Сама формулировка ОТС несколько отличается у разных авторов. Но если взглянуть на нее с самых общих позиций, то мы увидим нечто общее.

Так А.И. Уемов [14] формулирует свою концепцию на трех философских категориях – вещь, свойство, отношение. Такие категории ассоциируют с пентаграммой категории (ее внутренним треугольником) как показано на Рис. 10.

 

Рис.10. Основные философские понятия ОТС А.И. Уемова

Ю.А. Урманцев вводит пять аксиоматических условий: существование, множество объектов, единое, единство, достаточность. Такой подход, в нашей семантической привязке, приводит к следующей пентаграмме как показано на Рис. 11.

Рис.11. Атрибуты ОТС Урманцева в интерпретации пентаграммы категорий

Автор, желая приблизить теорию к жизни, не находит в ОТС самой существенной черты живого – движения, универсальности, наглядности. Несомненно, чисто математический подход он дает максимальное разнообразие, но ради определенной философской общности, семантической целостности, преемственности к практике, приходится всегда чем-то жертвовать. Хотя в предыдущей статье [4], пентаграмма категорий была названа эволюционным конструктором онтологии, ее можно также назвать семантическим конструктором онтологии. Потому, что мы здесь именно договариваемся об интерпретации тех или иных символов в том или ином контексте.

Трехмерность пространства - вырожденная качественность некого единого процесса, которое Разуму трудно представить. Разве что когда умножаем ширину на длину и на высоту. Да, видя, как корабли уходят за горизонт, мы разумом понимаем, что живем в нелинейном мире, но ведь рядом стоит дом с вертикальной стеной, сделанной по отвесу. Да, но ведь когда мы осматриваемся, то ведь мы видим только площадь некой сферы. С трудом представляется, что эту троичность мы создаем в своем мозгу, достраивая окружающий мир до трехмерности, так же как Создатель поддерживает эту трехмерность постоянно для нас. В.В. Демьянов отразил этот факт известной физической формулой:

|[txr]| ~ к•|Ψ|2 ,

(где Ψ вероятность содержательности, t - время, r- радиус-вектор, х - знак векторного умножения), придав всему эвалектическому механизму триады сущность метамодели (t,r,Ψ). Нами утверждается, что кортеж следующей эволюционной метамодели, пентады, носит характер (t, r,Ψ, R, T). Хотя мы оставляем преемственность знаков, у нас она носит несколько иной расширенный характер. Это так же, как и у В.В. Демьянова, ортонезависемые переменные, но уже не обязательно векторные. Они также имеют свою возрастающую упорядоченность. Но в тоже время, имеющие более высокий топологический конструкт, и главное, широкую философскую основу, что впрочем, россыпью мыслей просматривалось в его трудах. В каждой плоскости бытия кортеж пентады несет свою семантику.

Эта метамодель нужна автору, что бы "разобраться по взрослому" с экономикой, некоторые проблемы которой он обозначил в статье [15]. Экономику не понять, находясь в одномерной плоскости "противоборств", и даже в трехмерной созидательной. Когда Ваш автор стоял за токарным станком (Орудие Труда), он творил (растачивая статоры будущих электродрелей). Потому, что Сущее (Производство) это всегда результат Труда (Виртуальности, Времени, Смысла), а не некоторая часть каких-то привносимых отношений (между трудом и капиталом, например). Эти статоры комплектовались в разных цехах (Экономика), пока не попадали на склад. А оттуда на реализацию (Рынок), где их кто-то приобретал. Круг замкнулся. Вот мы и построили пентаграмму категорий для экономики на Рис.12. Теперь есть базис для дальнейшего анализа и обобщений.

Рис. 12. Пентаграмма категорий для экономики

Литература.

  1. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М: Прогресс. 1993
  2. Сахно В.А. Синтез категорий в пентаграмме. 26.08.2009 http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9855.html
  3. Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии. М. "Медицина". 1980
  4. Сахно В.А Анализ пентаграммы категорий. 5.10.2009  http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9929.html
  5. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы (Новороссийск: НГМА, РИО, ч.1, 1995) 384 с.
  6. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы (Новороссийск: НГМА, РИО, ч.2, 1999) 896 с.
  7. Демьянов В.В. Эвалектика ноосферы (Новороссийск: НГМА, РИО, ч.3, 2001) 880 с.
  8. Ерусалимский Я.М. Дискретная математика. М: Вузовская книга. 1998, 280 с.
  9. Кант И. Критика чистого разума. Симферополь. "Реноме". 1998, 528 с.
  10. Лосев А.Ф. Диалектика математики (сб. Хаос и структура) М: Мысль. 1997, 831 с.
  11. Лосев А.Ф. Диалектика мифа (сб. Миф, число, сущность). М: Мысль. 1994, 920 с.
  12. Герловин И.Л. Основы единой теории всех взаимодействий в веществе. Л: Энергоатомиздат, 1990, 432 с.
  13. Сахно В.А. Системные свойства организма  в  методе  Р.Фолля 13.05.2009 http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9696.html
  14. Тюхтина В.С. Урманцев Ю.А. Система, симметрия, гармония. М: Мысль. 1988, 315 с.
  15. Сахно В.А.  "Делюзии" как болезнь в экономике. 21.09.2009  http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9901.html