ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ


Эзотерическая
философия утверждает существование двух Эго в человеке - смертного или личного и высшего, божественного и безличного - называя первое "личностью", а второе - "индивидуальностью".

(Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")


"Человек живет и проявляет свою деятельность в трех мирах: в плотном своими поступками, в тонком своими желаниями, в мысленном своими мыслями.

Для каждого из этих миров человек обладает телом, или проводником сознания из материи этого мира, которое служит ему средством познания этого мира и для общения с ним. Человек пользуется этими проводниками в течение более или менее продолжительного времени, а когда он перестает нуждаться в них, он отбрасывает их прочь.

Совокупность преходящих оболочек, посредством которых человек действует в мирах мысленном, тонком и плотном, называется на Востоке "личностью"; она создается для каждого воплощения на Земле. А высшая триада Атма-Буддхи-Манас - это бессмертное древо, которое выделяет из себя личности, подобно листьям, существующим в весеннюю, летнюю и осеннюю пору земной жизни, называется "индивидуальностью". Она живет вечно - она облекается в тела и сбрасывает их так же, как человек надевает на себя одежды новыми и снимает старыми. Она - вечный собиратель достижений множества воплощений.

Процесс ухода из физического воплощения, называемый смертью, не затрагивает индивидуальности. Сбросив все тела, Вечный Человек остается самим собою. И тогда он снова у себя дома, хотя, в сущности, он и не покидал своей обители; он лишь направлял часть своего сознания и воли в низшие миры через посредство проводников из низшей материи. То, что мы называем жизнью и смертью, для индивидуальности есть лишь временное устремление части ее сознания в низшие миры, а затем возврат сознания в высшие сферы. Смерть - лишь перемена, освобождающая человека от самой тяжелой из всех связывающих его цепей; смерть - лишь вхождение в более широкую жизнь, возвращение, после краткого изгнания на землю, в истинную обитель человека - переход из темницы к свободе горного воздуха. Смерть есть величайшая из земных иллюзий: смерти нет, есть только перемена в условиях жизни."

(С. В. Стульгинский "Космические легенды Востока")


"Двоих в себе надо понять - один на время, слуга и собиратель материала для высшего "Я", другой - Ego, бессмертное и перевоплощающееся, - в каждом воплощении, через личность, накапливает опыт и знания своей Высшей Триады, которая одна только и остается после рушения личности и ее внутреннего мира, касающегося плотных условий и связанного с ними. Можно еще при жизни в физическом теле сосредоточивать свои устремления в своем высшем "Я", не считаясь с удобствами и желаниями своей личности малой. Это и будет истинным самоотвержением и выполнением древнего Завета: "Отвергнись от себя и следуй за Мною".

("Грани Агни Йоги", т. 7)


"Термин сканда встречается в философии Буддизма. Буквально сканды означают группы качеств, составляющих личность человека. Они делятся экзотерически на пять:

  1. Форма (тело).
  2. Чувства.
  3. Сознание.
  4. Устремления или действия (карма).
  5. Познание.

Имейте в виду, что не только каждое действие наше, но каждая мысль создает вибрацию, и именно эти вибрации и являются скандами. Так сканды образуют совокупность субъективного и объективного человека. Сканды, порожденные человеком, есть его неотъемлемое достояние (кармическое), которое сопутствует ему и в новой земной жизни. Кармические следствия прошлой жизни следуют за человеком, и человек в следующей жизни своей соберет все сканды, или запечатленные ими вибрации, в астрале - ибо ничто не может произойти из ничего и потому существует связь между жизнями - и новые сканды рождаются из прежних, или их породителей. Так сканды складывают нашу карму, или обратно, карма слагается из сканд."

(Письма Е.Рерих, Т.4)


"Когда буддизм учит, что "Карма - это то нравственное Ядро (любого существа), которое единственно переживает смерть и пребывает в переселении" или перевоплощении, это просто означает, что после личности не остается ничего, но причины, произведенные ею, не умирают, т.е. таковы, что не могут быть удалены из Вселенной, пока не будут замещены своими закономерными следствиями, и, так сказать, не будут смыты ими. А такие причины, будучи погашены в течение жизни произведшей их личности, будут следовать за перевоплощающимся Эго и настигнут его в последующих земных жизнях, пока полная гармония между причинами и следствиями не будет достигнута вновь.

Ни одна "личность" - простая совокупность материальных атомов и инстинктивных и умственных качеств - не может продолжать существовать, как таковая, в мире чистого Духа. Только то, что бессмертно по самой своей природе и вечно по своей сути, а именно Эго, может существовать вечно. А поскольку именно Эго после каждого Дэвакхана выбирает личность, которую одушевляет, и через эти личности воспринимает результаты последствия произведенных кармических причин, именно поэтому Эго, Я, упомянутое "нравственное Ядро", сама воплощенная Карма, является "единственным, переживающим смерть"."

(Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")


Личность
становится полноценной, когда осознаны смысл и значение ее существования и связь с Индивидуальностью. Осмысленное или бессмысленное и бесцельное существование зависит от этого. Пока не принято перевоплощение, не выйдет человечество из замкнутого круга нелепых противоречий. Понимают, что семя несет в себе жизненную форму растения, но не понимают того же в применении к зерну духа. Откуда же способности гениального музыканта у негениальных родителей и отсутствие гениальности у потомков гения.

("Грани Агни Йоги", т. 4)


Личность, как таковая, ограничена кругом одной жизни. Индивидуальность захватывает и включает в себя все [жизни]. Достичь жизни сверхличной - значит утвердить бессмертную, перевоплощающуюся индивидуальность свою и перенести сознание в ее сферу. К чему качество духа и работа над ним, если имеется в виду только одна жизнь - работа бесцельна. Но когда заложено знание того, что каждое маломалейшее усилие в деле утверждения желаемых качеств духа даст свои плоды в жизни этой, а главное, в будущих жизнях, то смысл и значение этих трудов приобретают аспект необходимости, и следствия их - непреложности для духа, утверждающего эти качества. Так проведение более длинной линии будет знаком бессмертия духа.

("Грани Агни Йоги", т. 2)


При каждом воплощении на земле бессмертная индивидуальность человека облекается оболочками, совокупность которых составляет его личность. Цель существования очередной личности на планете - это собрать нужный материал опыта для перевоплощающейся индивидуальности человека, для Бессмертной Триады, чтобы обогатить ее новыми накоплениями и дать этим возможность более полного проявления на тех высших планах бытия, где пребывает Триада, освобожденная от тесноты связывающих ее низших оболочек. Это и есть цель, назначение и смысл человеческой личности. Сама по себе она не является самоцелью, но лишь средством, орудием, инструментом для достижения цели более высокой и значительной.

В каждом из очередных воплощений дается человеку его личное выражение: сегодня это воин, завтра плотник, потом раб, потом правитель, потом монах, потом писец и так далее и далее, пока не коснется дух всесторонне и широко самых разнообразных условий жизни, которые дают ему возможность так же всесторонне раскрывать неисчерпаемость и силу потенциала его духа. Привязать себя к личности одного из прошлых воплощений или воплощения настоящего и отождествить себя с нею - значит ограничить беспредельность возможностей своих малым мирком этого временного и тесного сочетания внешних условий, которые сами по себе, взятые в отдельности, лишены самодовлеющего значения. Все, что связано с личностью человека, не может заменить ему многовековой разнообразнейший опыт его индивидуальности, на жизненной нити которой личности нанизаны, как отдельные бусы. Вся индивидуальность обычно не может проявиться в рамках отдельной личности и потому проявляется только частично. Личность в силу чисто физических ограничений редко бывает выразительницей всех накоплений индивидуальности. И только там, на плане бессмертных, вспыхивают все накопления бесконечных веков, всеми огнями своих достижений. Личность - орудие Бессмертной Триады, и как таковая - исполнительница ее начертаний, ее воли, приближающих ее к полному и сознательному слиянию со своей Бессмертной Триадой еще на земле, пока еще в теле. Выражение "быть взятым на Небо живым" и означает это растворение личности и слияние сознания ее с сознанием высшим, с сознанием индивидуальности, что означает достижение ступени непрерываемости сознания при переходе Великих Границ, то есть в момент смерти человека, когда умирает его тело, в котором уявлялась его личность и с которым часто она отождествляла себя. Личность и страдания ее - ничто по сравнению с теми достижениями, которые накапливаются в Чаше благодаря всем опытам жизни земной, столь горьким и тяжким порою. Качества духа и есть те элементы бессмертия, которые столь нужны для наполнения Чаши и отсутствие которых обрекает человека на невозможность проявить себя на высших планах Надземного Мира.

("Грани Агни Йоги", т. 2)


"Писатель-художник создает образ, на сцене артист изображает его, воплощаясь в созданный тип. Хороший актер перевоплощается настолько удачно, что сливается с ним, совершенно утрачивая свою личность. Но жизнь - это сцена, а сутратма - актер. Он изображает те роли, которые предлагаются ему жизнью. И должен играть хорошо или худо, хочет этого он или не хочет. Но зачем же быть безвольной игрушкой судьбы, когда можно создать для себя желаемый образ, как делает это писатель, и, воплотившись в него, провести свою роль до конца на жизненной сцене. Ведь образ своего идеала можно создать сильный и яркий, и можно, войдя в него, сыграть его так, что обычная личность исчезнет совсем, отойдя на задворки. Ведь можно героем пройти через жизнь, воплотив красоту в каждом слове, движении, жесте. Надо лишь образ избрать, духу созвучный, им заменить свое внешнее "я" со всеми его недостатками, несовершенствами и обычностью. Человек должен стать совершенным, и каждый мечтает, каким бы хотел он со временем быть. Зачем же лишь только мечтать, когда образ себя, созданный яркой и четкой мечтою, может быть в жизнь воплощен, как воплощается часто на сцене хороший, способный актер в людей, созданных творческим воображением драматурга. Но в жизни творит сам человек для себя. С созданным образом может он слиться настолько глубоко и тесно, что созданный облик заменит ему его прежнее "я", его личность земную. Этот новый свой облик актер, актер не на сцене, но в жизни, наделит всеми качествами духа, которые созвучны ему и которые хочет в себе утвердить, и этими качествами заменить недостатки. Можно играть роль сильного, владеющего своими чувствами человека столь долго, естественно и упорно, что качества эти войдут в существо человека и станут частью его, станут качествами и свойствами его личности. Если качества духа хромают или их недостает, их можно создать, наделить ими созданный образ и, в него воплотившись, их в себе утвердить. Сутратма - актер. Зачем же быть слабым, безвольным и жалким, когда можно желаемый образ создать всему вопреки, самой очевидности ярой, и роль провести до конца, ни в чем никогда, ни на шаг не отступив от своего идеала. Это трудно вначале. Но ведь на сцене даже обычный актер как-то играет, и часто не плохо. Так неужели же в жизни во имя спасения себя не сможет сыграть человек свою роль до конца, героем пройдя через жизнь. Не лицемерие, не обман, но воплощение в созданный образ своего Идеала и верность ему до конца. Имеем примеры великих людей, героев, подвижников духа, примеры сдержанности, выдержки, смелости, самообладания. Неужели нельзя их собрать по велению сердца и в себе воплотить, в герое своем, которым становится сам творец и создатель его. В сокровищнице человеческих достижений и нахождений можно найти по себе, можно с любовью заботливо выбрать то, что звучит, что влечет, что хочется страстно в себе утвердить, на что не хватает так часто ни сил, ни умения. Учитель возможность дает способом наилегчайшим в себе утвердить желанные качества духа. Ведь это так просто. И так осуществимо. Паяц будет стремиться себя уявлять и быть марионеткою внешних воздействий, но артист не паяц, а жизнь не балаган. Так, поняв назначение жизни и зная, что сутратма - актер, а жизнь - это сцена, можно полезно прожить эту жизнь на земле, и роль, утвержденную духом, блестяще вести до конца."

(Грани Агни Йоги, т. 1)


Человек очень часто отождествляет себя со своим физическим телом, считая, что это и есть он сам. Но мертвое тело, из которого ушел его хозяин, являет пример того, что тело само по себе, без владельца, - ничто. Это просто инструмент, или орудие духа, пока дух обитает в нем или пользуется им как футляром. Как часто эту временную оболочку принимают за внутреннего человека. Но можно представить себе, и довольно легко, что в данную оболочку вместо ее настоящего обитателя вошел дух какого-нибудь другого, выдающегося человека, героя, преобразователя, реформатора или ученого и как бы изменилось все поведение данного лица. Это показывает чисто служебную и исполнительную роль физического тела и зависимость его от того, кто в нем находится. Это также указывает и на то, что, оставляя тело, человек уносит с собою всего себя, за исключением низшей триады, то есть самого тела, его физической энергии и энергии эфирного тела. Сам же внутренний человек, состоящий из оставшихся четырех принципов, покидает свое земное жилище, или вместилище. Это смерть первая, за ней следует смерть вторая, когда дух сбрасывает вторую оболочку, состоящую из четвертого и пятого принципов, унося дальше с собою часть пятого, то есть свое "Я", освобожденное от астральной шелухи, чтобы в соединении с шестым и седьмым принципами составить Высшую Триаду, или свою Бессмертную перевоплощающуюся Индивидуальность, освобожденную от всех временных и смертных оболочек. Степень сознательности этой Триады зависит от того материала, который личность последнего земного воплощения собрала для Нее за земную жизнь плюс прочие накопления жизней, предшествовавших данной. Без таких накоплений ей нечем жить в Мире Высшем. Отсюда явствует, что смысл и цель земных воплощений не в том, в чем их обычно полагают люди, что они важны не сами по себе, но как средство и возможность собирания элементов бессмертия для духа, для его сознательного пребывания в Мире Надземном. Обо всем этом Говорилось не раз, но, несмотря на это, очевидность все еще заслоняет собою действительность и заставляет принимать за реальность преходящие видения Майи земной. Сменяя старую, изношенную одежду на новую, человек о ней, о старой, не думает и не жалеет, а, наоборот, радуется. Точно так же знающий не горюет о старом, больном и изношенном теле, которое покидает, но радуется освобождению. Не горюет он и о шелухе тонкого тела, сбрасывая его для жизни в более высоких сферах пространства. Знание дает спокойствие и радость встречать явление смерти, как смерти первой, так и второй.

("Грани Агни Йоги", т. 8)


"Из Евангелия от Луки мы видим, что "достойные" были такие, которые были посвящены в мистерии Гнозиса, и которые "считались достойными" воскреснуть из мёртвых в этой земной жизни: "Те, которые знают, что умереть больше не могут, ибо они равны ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения". Другими словами: они были великие адепты любой религии; и слова эти относятся ко всем, которые, не будучи посвященными, стараются жить своей жизнью и добиться спиритуалистического просветления, когда они соединяют свою личность — "сына" с "отцом" своим индивидуальным божественным духом, духом Бога в себе. Это "воскресение" не должно быть монополизовано только христианами: потому что оно спиритуалистическое право от рождения каждого человеческого существа, к какой бы религии он ни принадлежал. Каждый, кто понял этот принцип христианства в себе самом, есть истинный христианин; все же те, которые отмежевываются от этого принципа, умрут непременно, как язычники без воскресения, - несмотря на все церемонии крещения, таинства, молитву на устах и веру в догмы."

(Е.П.Блаватская. "Евангельский эзотеризм")

См. также:

- Реинкарнация
- Эго
- Эгоизм
- Тела, оболочки, принципы