Предназначение эгоизма

Интервью ученого каббалиста Михаэля Лайтмана журналисту и телеведущему Владимиру Молчанову.

5 апреля 2007 года

 

В. Молчанов: Я – российский журналист. И сегодня я в Израиле, в гостях у Михаэля Лайтмана – биокибернетика, доктора наук, профессора онтологии и теории познания, известнейшего ученого-каббалиста.

Я не могу сказать, что я с большим уважением отношусь к своей профессии, к журналистике, но в любом случае она предоставляет мне возможность ездить по миру, встречаться и разговаривать с интереснейшими людьми, с которыми, наверное, в обычной жизни никогда бы не встретился.

Знаете, я вырос в очень известной музыкальной деревне, в ста километрах от Москвы. Она называется «Старая Руза». Там жили русские, евреи, армяне, грузины, туркмены. И мы – дети – все были вместе, никогда не обсуждали национальности. Я, к сожалению, не помню, когда и по какой причине ощутил себя русским, но, наверное, что-то способствовало этому. Могу я спросить Вас: когда Вы ощутили себя евреем, и по какой причине?

М. Лайтман: Скорее всего, это было, когда я заканчивал  учебу в университете, и задумался о будущем. Меня интересовала медицинская кибернетика – наука о функционировании живых организмов, изучение их внутренней программы - как они устроены, как приводятся в действие.

Эта тема оказалась закрытой в России. Мне было очень трудно найти себя среди людей, изучающих эту науку. У меня был небольшой контакт с такими людьми - я работал в институте переливания крови и общался с учеными, работавшими в военно-медицинской академии в Ленинграде. Я понял, что вопросами, интересующими меня, там не занимаются. Даже программы этих классических, основополагающих научных заведений, не предусматривают глубокого рассмотрения и изучения такого понятия, как смысл жизни. Изучается просто система функционирования живых организмов, и не более того. Не изучается, почему организм так устроен, почему задействована именно такая программа при его создании. А это именно то, что меня интересовало больше всего. Я понял, что необходимо искать другие возможности, и эмигрировал. 

Даже сегодня я не могу сказать, что чувствую себя именно и только  евреем. Я занимаюсь каббалой, а это наука, которая изучает Высший мир и силы, управляющие нашим миром. Каббала изучает историю развития всего человечества, цель его существования. И поэтому, хотя я живу и работаю в Израиле,  и отсюда уже происходит трансляция наших лекций на весь мир, сама эта наука не позволяет мне замкнуться в узком круге национальных интересов.

В. Молчанов: Вы начали свои занятия по изучению каббалы здесь,  в Израиле или занимались уже этим в Ленинграде?

М. Лайтман: Нет, в Ленинграде я совершенно ничего не знал о каббале.

В. Молчанов: Я прошел некий замкнутый круг в самом начале своей журналистской деятельности – около семи лет занимался розыском нацистских преступников. Одного из них посадили на 15 лет в тюрьму, другого взорвала лига защиты евреев в Нью-Джерси. Потом, я долгое время этим не занимался, а в последние два года, вместе с женой, участвовал в двух очень серьезных еврейских проектах. Один проект – фильм, который мы сняли с женой –  «Мелодии рижского гетто». Другой проект – сценическая акция в Киеве, посвященная 65-летию событий, произошедших в Бабьем яру.

Вы знаете, в Риге осталось шесть выживших узников гетто. Мы снимали пятерых из них. Один уже не мог встать с постели. И один из узников – замечательный дирижер, профессор консерватории, Мендель Баш, у которого уничтожили всю семью в гетто, не раз повторял нам во время интервью: «Где ты, Бог?» Он уважает чувства верующих, но не в состоянии более обращаться с молитвой к Творцу.

Почему, с Вашей точки зрения, Творец не ответил на молитвы людей, которые обращались к Нему в те страшные, чудовищные минуты?

М. Лайтман: А у нас в истории вообще нет примера, когда Творец отвечал бы на молитвы людей. Проследите всю историю человечества. Это история бегства от страданий. И по сей день так и продолжается. И почему только среди евреев? Среди всех народов.

Мы должны понять замысел Природы, замысел Творца. Тогда, может быть, мы найдем ответ на то, что происходит, и что ждет нас впереди. Но - я не вижу в истории человечества «светлых» периодов, кроме небольших передышек, когда бы человечество ни страдало. И я не вижу Творца, который бы милосердно к нам относился – не только к евреям, вообще ко всем.

Мне кажется,  надо перестать, навязывать Творцу наши представления о происходящем. У Него своя программа действий. Творец – это Природа, это Высшая сила, которая охватывает все мироздание, управляет им и ведет его по определенному пути. Мы этот путь не знаем. Мы не знаем его начала, середины, конца. Мы просто вынужденно существуем в этом мире. Но, если бы мы узнали – а чего же желает от нас Природа, то мы бы поняли, что нужен совсем иной образ действий для того, чтобы ощущать себя счастливыми, совершенными, гармоничными.

В. Молчанов: Но, человеку же свойственно, особенно в минуты страдания, в минуты трагические, обращаться с просьбой о милости к Творцу?

М. Лайтман: Такие вопросы - и привели меня к каббале.

Действительно, с одной стороны, при изучении функционирования живых организмов видишь, с какой мудростью создана каждая клетка и весь организм. Природа предусмотрела всевозможные системы, для того чтобы функционирование всех элементов природы происходило хорошо, удобно, правильно и поддерживало друг друга. А с другой стороны, видишь, что каждый постоянно страдает, и вся его жизнь насыщена только проблемами и поисками  как уцелеть - и в итоге смерть, то есть совершенно нерациональное вроде бы существование каждого живого организма. Ответы на эти вопросы я нашел в каббале. Я, нашел формулу, по которой существует мироздание.

Каббалисты описали эти законы еще во времена Древнего Вавилона. Нам надо относиться к Природе – к Творцу, просто, как к закону. Если человек оступается и падает с крыши, то обязательно упадет на землю, и никакие молитвы  «по дороге» не помогут. Закон всемирного тяготения будет действовать и превратит человека в то, что должно из него получиться, в соответствии с этим законом. То же самое происходит и со всем человечеством. Если бы мы знали законы, по которым управляется наш мир, то, правильно их используя, человечество, конечно же, сделало бы свою жизнь более комфортной.

В. Молчанов: У Вас есть какое-то объяснение покорности евреев? Мы начали говорить о холокосте, я хорошо знаю историю Яновского концлагеря во Львове, Рижского гетто, Бабьего яра. Объясните мне, почему столь покорно евреи шли на заклание, почему они зубами не рвали глотки гитлеровцам - тем, кто гнал их в ямы?

М. Лайтман: В интерпретации каббалы это совершенно естественно.

Еще где-то за 20 лет до начала этой катастрофы, величайший каббалист современности рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) предсказывал эти события. Он предупреждал и писал о том, как надо действовать – еврейский народ должен выполнить миссию, которая на него возложена. Он обязан раскрыть, в первую очередь себе, и потом всему миру науку, которая говорит о том, как стать счастливыми, как стать интегральным человечеством, приблизить человечество к своему предназначению, к гармонии с окружающей природой. Но его никто не слушал, и, к сожалению, то, что он предсказывал – открыто и с болью (Бааль Сулам был родом из Польши, выехал оттуда в 20-х годах), это и случилось.

Когда закон природы вступает в свою силу - после этого уже нечего делать.

В. Молчанов: Когда мы снимали фильм «Рижское гетто», меня потрясли последние слова выдающегося историка, создавшего десятитомную энциклопедию еврейского народа, Симона Дубнова. Когда его вывели на расстрел, он обратился к стоящим рядом  евреям и сказал: «Шрайден иден, шрайден», – на идиш – «Пишите евреи, пишите».

Евреи должны писать. Они делают это все реже.

М. Лайтман: К сожалению, сегодня, среди еврейского народа не осталось великих духом, кто бы смог нести человечеству,  как в прошлые века, знания. Это следствие изгнания из духовного мира, которое народ проходит уже две тысячи лет. Ведь до крушения Храма весь народ находился на духовном уровне. Он находился в ощущении Высших сил. Та книга, которую мы сейчас называем «Тора» или «Ветхий завет», была книгой, в которой, практически весь народ, населявший эту территорию, видел инструкцию, и ощущал себя и мир на уровне пророков.   

А затем произошла катастрофа – вместо любви к ближнему, которая позволяет ощутить гармонию природы, ведь Природа – это чувство любви, равновесия, взаимосвязи между всеми ее элементами, вместо этого, люди вдруг провалились в ощущение беспричинной ненависти друг к другу. Вспыхнул эгоизм, и этим определяется изгнание еврейского народа со своей земли. В первую очередь, это изгнание с духовного уровня на обычный, земной уровень, и, как следствие  этого, изгнание из территории этой страны.

Сейчас, через много тысяч лет, мы получили возможность вернуться сюда. Но этим  предоставлена только возможность подняться на тот духовный уровень, который мы потеряли. Народ этого не понимает, не желает воспринять. Еврейский народ желает существовать на материальном,  эгоистическом уровне - как все остальные народы. То, что происходит с еврейским народом, есть следствие невыполнения им этой своей миссии.

В. Молчанов: Вы заговорили об эгоизме. Я прочитал некоторые из Ваших, если не ошибаюсь, 30-ти книг. В каждой книге Вы говорите о том, что эгоизм это рак. Вы сами по натуре эгоист?

М. Лайтман: Все!

В. Молчанов: Все-все? И Вы тоже?

М. Лайтман: Я тоже. Все мы рождаемся эгоистами. Такова природа нашего мира.

Впервые эгоизм проявился в Древнем Вавилоне. Вот тогда-то и появилась наука каббала. Наука, которая говорит о том, что всплески эгоизма, его постоянный рост - из поколения в поколение - обязательны и предусмотрены природой только для человека. А ни для каких других неживых, растительных или животных тел. Этот постоянный эгоистический рост необходим, чтобы человек над ним поднимался, и, все равно, пытался восстановить связь между всеми себе подобными, чтобы все были как в одной семье, как братья.

Каббалисты - те,  кто понял эту необходимость еще в Древнем Вавилоне, уже тогда пытались преподнести эту методику древнему народу, жившему в Междуречье. Но за ними пошла лишь небольшая группа людей, из которой впоследствии образовался еврейский народ. Все остальные пошли по эгоистическому пути.

Еврейский народ, в течение полутора тысяч лет существовал на духовном уровне, пока не провалился, также, в эгоизм.

Сейчас должно начаться обратное движение: необходимо восстановить, насколько это возможно,  каббалистические знания сначала в израильском обществе и среди имеющих предрасположенность  к постижению Высшего мира, духовного, альтруистического уровня. Затем пытаться преподнести это учение всему человечеству.

Наше время особенное, время кризисов. Кризисы - глобальные: экологические, политические, культурные, научные – на всех уровнях. На житейском уровне, какой кризис! Все они только для того, чтобы поставить человека перед необходимостью изменить саму суть своего существования, то есть заставить его осознать, что эгоизм – это зло и заставить человека освободиться от него.

Проблема в том, что человечество не видит каким образом это сделать. Я участвую во многих международных встречах, конференциях: и вижу, что все это осознают, но не понимают каким образом, при помощи какого инструмента, какой силы человечество может изменить свою природу.

Мы все – эгоисты. Вы правильно сказали. Но измениться-то мы можем с помощью изучения каббалы!

Именно она рассказывает о силе, способной изменить человечество - силе любви, которая действует на нас. Но, поскольку мы обратны ей, эгоистичны - проявляется эта сила в нас столь жестоким образом. Вот тут-то и получается, что Творец кажется нам жестоким, потому что мы желаем оставаться противоположными Ему. Желаем, чтобы Он воздействовал на нас так, как нам видится сегодня в наших эгоистических свойствах.

В. Молчанов: Меня очень заинтриговало Ваше утверждение, что только каббалист в состоянии заранее, до проявления на земле, увидеть и предупредить события – это Ваши слова. Мы уже говорили о холокосте, но совершенно страшные акции террора происходят и сегодня в Израиле, в России, в Америке. Вы – рав, Вы – учитель. Что ожидает Израиль, живущий в атмосфере абсолютной ненависти, исходящей от ряда соседних мусульманских стран?

М. Лайтман: Такие прогнозы возможны, как и прогнозирование при исследовании любого другого явления, подчиненного известным человечеству законам. Законы природы абсолютны, объективны. То, о чем говорит Библия, то, что она утверждает, должно быть основой жизни для всех людей. Если народ Израиля в течение ближайших, допустим, семи - десяти лет, не изменит себя внутренне, не перейдет этот барьер от эгоизма к отдаче, от ненависти к любви – то еврейскому народу нет места на этой земле. Она, как и в прошлом, «изрыгнет»[i] нас, и мы должны будем уйти отсюда, если еще успеем.

В. Молчанов: «Должны будем уйти, если успеем»? Это – очень страшное замечание.

М. Лайтман: Да. Об этом говорит каббала. Это – не мои домыслы. Эта земля наполнится арабским населением. Все продолжится, как и было тысячи лет перед этим. Но, в итоге, по раскладке сил, и весь мир ожидает третья, а затем даже и четвертая, мировые войны.

Человечество, все равно должно будет достичь такого осознания необходимости своего изменения, что увидит в них насущную необходимость. Это произойдет или через  осознание, или путем страданий. Но перед нами, конечно, нехорошие события, если только мы не поймем, что мы должны изменить свою природу.

Во всех странах, в ближайшее время начнут восстанавливаться нацистские режимы. Антисемитизм естественен природе человека, и оправдан, потому что люди поневоле ощущают, что у еврейского народа существует какой-то ключ к их страданиям или, наоборот, к их счастью. И еврейский народ тоже, в глубине, понимает это. Вы спрашиваете: «Почему они шли так покорно?» – народ понимает - за что-то ему положено страдать. Он не знает ответа, каббала ему непонятна, но, как-то это предчувствует.

И все остальные народы – посмотрите - во всех странах, по всей Земле, где только вы ни встретите людей, у них есть какое-то определенное, отрицательное отношение к евреям, даже, если они с ними практически не сталкивались. Это заложено внутри человека, потому что у него существует  подсознательное ощущение – «я от тебя завишу».

В. Молчанов: В наибольшей степени меня испугало Ваше замечание о том, что в ближайшее время начнут восстанавливаться нацистские режимы почти во всех странах.

М. Лайтман: Это произойдет вслед за кризисами, которые сейчас все больше и больше обостряются. Нам кажется, что мы найдем из них какой-то выход, но мы этого выхода не найдем. Завершено перемешивание народа Израиля с остальными народами мира в течение двух тысячелетнего изгнания, и сейчас пришло время подниматься до уровня равновесия с природой - и нам, еврейскому народу, и всему остальному человечеству.

В. Молчанов: «Подниматься нам»… Но число мусульман на земле, в отличие от тех, кого их некоторые лидеры именуют «неверными», растет в геометрической прогрессии. Разве борьба с неверными – с Вами, со мной – угодна Творцу? Вы можете что-то этому противопоставить?

М. Лайтман: Так действуют силы природы, которые управляют нами. Я вообще ни в чем не обвиняю никакие народы. Все они управляются свыше.

Наш мир, является всего лишь следствием управления Высших сил. И все они воздействуют на нас таким образом, чтобы вести человечество через осознание зла, эгоизма, к тому, чтобы оно само захотело себя изменить. В этом движении мусульмане, как и другие народы, играют свою роль. И нельзя никого обвинять, ведь человек действует исходя из того, к чему его обязывают законы природы. Я не испытываю ненависти ни к кому. Я вижу, насколько все управляются свыше одной силой.

Мы находимся в комфортном состоянии только тогда, когда пребываем в равновесии с окружающим нас миром, окружающей средой. На уровне ментальном, моральном, психологическом, мы противоположны природе. Природа альтруистична, находится на уровне отдачи, как одна великая мать, а мы, относительно нее, эгоисты. Мы готовы съесть и друг друга и ее. До тех пор, пока мы не выйдем на тот же уровень, что и природа, не достигнем равновесия с ней, мы будем все время чувствовать ее воздействие на нас. Через арабов, через кого угодно –  неважно кто будет тут играть какую роль – даже через тех же немецких фашистов, мы все равно будем страдать, мы будем ощущать давление природы на нас.

В. Молчанов: Вы только что сказали: «Я не испытываю ненависти ни к кому». Но это Вы, может быть, я, еще многие люди, но далеко не все. Вот Ваши слова: «Любящий Творца непременно испытывает отвращение к эгоизму», – меня они очень смутили.

Как соотнести это с поведением, с практикой религиозных лидеров: католиков, православных, иудеев, каждый из которых утверждает, что только его религия единственно правильная? Ведь на дворе XXI век.

М. Лайтман: Религия изобретена человеком. Она предоставляет возможность только какого-то психологического комфорта; дает какое-то оправдание существования в этом мире страданий, какую-то надежду на будущий мир, хотя и это все безосновательно.

Я отношусь к религиям как к изобретению человеческого общества. Это просто человеческая культура, и больше ничего – выдумано человеком и не имеет никакого основания, никакой связи с каббалой, с настоящим Высшим миром, откуда  происходит управление этим миром.

Каббала отстранена от всех религий.

В. Молчанов: Вы только что говорили о вероятности третьей, и возможно даже четвертой мировых войн. Вы думаете, что поводом для этих войн станет межрелигиозная ненависть?

М. Лайтман: Нет. Дело не в межрелигиозной ненависти. И тот же ислам, он преподносится нам сегодня не таким, каким он есть на самом деле, а во имя каких-то политических или экономических целей.

Эти войны не религиозные. Это войны огромного, вспыхнувшего в нас эгоизма, его последней стадии. Всего существует пять стадий эгоистического роста, которые определяют общественно-экономические формации: эпоху возрождения, технологические и культурные революции, и так далее. Мы дошли до последней стадии, когда убеждаемся, что наполнить этот эгоизм, в принципе, больше нечем, и находимся в каком-то тупике. Как бы дальше человечество не продвигалось, в итоге оно не чувствует впереди ничего светлого, хорошего. Впервые мы чувствуем, что нашим детям будет не лучше чем нам, а может быть и хуже; что этот мир пришел как бы к своему завершению. На самом деле,  это внутреннее ощущение безнадежности, отчасти осознанное, отчасти подсознательное, и приводит к террору - к этому взрыву, и в итоге к войне.

В. Молчанов: Да, к взрыву ненависти.

 Профессор, мы люди, и нам свойственно любить, ненавидеть. Меня очень интересует, что ощущали Вы, когда Ваши соотечественники, люди, живущие в Израиле, убили Ицхака Рабина, или призывали ниспослать смерть Ариэлю Шарону. Как еврей, живущий в этой маленькой чудесной стране Израиля, Вы можете дать какое-то объяснение этим явлениям?

М. Лайтман: Народ здесь находится в ужасном состоянии. Он загнан в эту страну. Я сказал бы, что огромная часть населения с удовольствием уехала, дайте только возможность где-то получше устроиться. Люди не осознают, почему они здесь. А те, которые хотят здесь жить - руководствуются какими-то искусственными, выдуманными ими целями. Они думают, что смогут силой оружия или силой каких-то искусственных духовных ценностей сохранить себя и эту землю. Народ не понимает, что должен подняться на духовный уровень, должен быть готовым к тому, чтобы исправить себя и передать эту методику исправления всему человечеству. Они этого не понимают.

Вы понимаете, отчего возникли религии? Это произошло, когда народ Израиля упал с духовного уровня на уровень земной, эгоистический. Вместо духовной методики существования наравне с природой, в ощущении Высших сил, в ощущении Высшего мира, еврейский народ начал представлять себе только этот мир. В итоге, он выдумал для себя сегодняшнюю религию – иудаизм, из которого затем произошли христианство и ислам. Все, что есть сегодня в человеческой культуре - это следствие падения с духовного уровня на земной уровень существования.

Если бы сейчас, народ Израиля,  смог начать показывать пример подъема с земного уровня на духовный, то этим нейтрализовал бы все межрелигиозные и межнациональные проблемы. Ведь каббала обращалась к народу Древнего Вавилона – той маленькой цивилизации, откуда произошла сегодняшняя огромная цивилизация, и в каббале есть сила  снова связать всех-всех нас воедино - в один, тот же, вавилонский народ.

В. Молчанов: Скажите, а может ли каббала, с Вашей точки зрения, стать национальной идеей? Или она наднациональна?

М. Лайтман: Каббала наднациональна. Ведь евреи и стали народом только по идеологическому признаку. Та группа, которая образовалась в Древнем Вавилоне, вышла из него, и стала существовать на основе духовных принципов, она и стала со временем называться «народ Израиля». А потом, когда эта группа упала с духовного уровня, название осталось, но это только лишь название.

В. Молчанов: А как относятся, к Вам, живущему в Израиле, раввины?

М. Лайтман: Как к чужеродному телу.

В. Молчанов: Абсолютно?

М. Лайтман: Конечно.

В. Молчанов: И Вы ощущаете себя здесь чужеродным телом?

М. Лайтман: Здесь – нет. В их мнении.

Каббалисты всегда так себя ощущали, всю историю каббала развивалась рядом с религией, параллельно, никак, в общем-то, не сталкиваясь с ней. Каббале присуща внутренняя струя постижения мира, - не веры, а постижения - ощущение Высшей системы управления нашим миром, вхождение в эту систему – это противоположно религии, противно ей.

В. Молчанов: Я слышал, Вы живете в районе, где по соседству очень много ортодоксальных религиозных евреев. Вас это не смущает?

М. Лайтман: Нет. Просто нет никаких контактов.

Путь, которым идут верующие (неважно, евреи, или нет), и путь каббалы - противоположны.

В. Молчанов: Вы утверждаете, что есть объективные законы общества, и никто – ни Буш, ни Сталин – не в силах ничего сделать. Какие законы Вы имеете в виду? И миллионы людей, уничтоженных Сталиным, Гитлером, они, что, есть следствие этих объективных законов? Они вписываются в эти законы?

М. Лайтман: К сожалению, да. Если мы говорим о законах, то должны абстрагироваться от наших чувств. Нужно просто изучать, что же происходит с силами, воздействующими на наш мир.

Картина такова: одна, единая, всеобъемлющая, абсолютно альтруистическая сила, направляет человечество к тому, чтобы оно стало подобным ей. И, естественно, как любая физическая сила, она производит действия, совершенно не принимая во внимание наши ощущения. В таком состоянии мы пребываем.

Вы говорите о милосердном Боге, о чувствах, о том, что Он заботится о своих созданиях. Такого нет. Объективные законы природы описаны в каббалистических источниках – и в моих книгах, и в наших  переводах - это все изложение древних книг. Впервые научное изложение каббалистических знаний было сделано еще во времена древнего Вавилона – тогда была написана «Книга Создания». Уже в ней описана вся эта концепция, вся схема Высшего управления.

Если мы посмотрим на происходящее с нами отстраненно, не как создания, испытывающие различные чувства и страдания, то увидим - это действие законов, они и дальше будут вести нас вперед таким образом. Если мы не поймем их, не будем знать - как в физике, как в химии - как точно себя вести, как правильно использовать и реализовать эти законы с пользой, то будем и далее страдать.

В. Молчанов: Я надеюсь, Вы не обижаетесь на мои вопросы. Я человек любопытный, мне интересно разобраться.

 Мне бы не хотелось ощутить себя ниже какого-то уровня в своей жизни: ниже тех знаний, которые я получил. Я не для этого жил, не для этого воспитывался в хорошей семье, не для этого читал много хороших книг. И меня очень смутили Ваши слова, я цитирую: «Чем ниже ощущает себя человек, тем он ближе к истинному своему состоянию и тем ближе к Творцу». Что есть «ниже» в Вашем понимании?

М. Лайтман:  Когда мы сталкиваемся с большими людьми, то в разговоре с ними, вдруг, обнаруживаем отсутствие у них уверенности в своих познаниях. Если действительно - это большой исследователь, он понимает, что находится всего лишь в начале чего-то бесконечного.

Если бы мы дошли до такого состояния, когда, наконец-то, поняли: нам необходимо разобраться в том мире, в котором мы существуем, мы о нем ничего не знаем!

 Мы видим из кризиса, в котором находятся науки - они не в состоянии раскрыть человечеству  высший уровень существования. Это науки, исходящие из нашего естества, мы их открыли, мы таким образом ощущаем мир в пяти органах чувств. Относительно нас таким образом проявляется вся эта картина мира. Для другого наблюдателя она была бы совершенно иной. Если бы мы отнеслись правильно к нашему миру, не свысока, как мы привыкли это делать - мы, дескать, все знаем, понимаем, правильно действуем – то мы бы смогли раскрыть дополнительные, огромные, высшие слои управления. Нам это необходимо.

Природа нас постоянно бьет. Почему мы не можем спросить, с какой целью? Ведь все, что происходит - целенаправленно. Это делается только для того, чтобы люди начали разбираться: в чем причинность и в чем цель всех этих ударов, всего нашего существования. Ничего бесследно не исчезает и ничего бесцельно не создано. И только человек думает, что у него есть силы и разум что-то сделать. И в итоге пришли к такому кризису!

В. Молчанов: У меня сложилось впечатление, когда я читал Ваши книги, что вы отрицаете официальные науки. Вы подчеркиваете, что нам сегодня нужны психологи, и побольше психологов – вот единственное, что нам нужно от наук. Но скажите мне, как быть больному? Не обращаться к медикам? Как быть людям, живущим в зонах сейсмических – им не обращаться к сейсмологам? Вот это меня очень удивило. Вы-то – как раз из мира науки.

М. Лайтман: Нет, нет. Я, ни в коем случае, не отрицаю величие науки, созданной человечеством, раскрытие всех этих взаимосвязей в окружающем нас мире. Моя первая специальность биокибернетика, потом философия, онтология. Я интересуюсь всеми новостями науки, вхожу в «Совет мудрецов мира». Нет, ни в коем случае я не пренебрегаю наукой! Может быть, это был в чем-то неправильный перевод или фраза, вырванная из контекста.

Человек должен понять, что современные науки раскрывают земные свойства, а не те силы, которые управляют нашим миром. Наши науки  - только практическое приложение к нашему миру, они не изменят суть нашей жизни.

Мы же видим - человечество все время пытается угнаться за новыми лекарствами, пытается сделать наш быт более комфортной среду обитания, но, все равно, ему не удается обогнать воздействие природы на нас, обогнать ее развитие относительно нас. Наоборот, мы как бы отстаем. Природа все время увеличивает на нас давление. Смотрите, сколько людей находится в депрессии сегодня, стресс - первая болезнь по распространенности. Раковые заболевания – точно - чистый эгоизм. Рак проявляется в нас тогда, когда клетка желает «пожрать» окружающую среду. Это же четкое следствие нашего духовного состояния! Конфликты в семье, падение рождаемости, разводы, наркотики. Никогда не было такого, чтобы люди так хотели отречься от этой жизни, от этого мира, забыться, каким-то образом отключиться.

Где же мы должны искать силы, которые помогут нам каким-то образом существовать? Земные науки на такие вопросы ответа не дадут. Они чисто утилитарны. От того, что мы будем изучать строение электронов – это правильно, это надо делать – но от этого мы сами страдать не перестанем, наоборот, нам с каждым поколением будет все хуже и хуже. Сегодня на научных конференциях открыто говорится о кризисе, о том, о чем я говорил 15 лет назад - тогда над этим смеялись. Примерно шесть-семь лет назад, в Америке, мы начинали писать книгу с одним американским философом, но он мне так и сказал: «В гильдии философов запрещено писать о кризисе».

Сегодня уже все об этом пишут и говорят.

В. Молчанов: Вы только что заговорили о наркотиках. Я считаю наркоманию страшным злом, пороком. Но Вы пишете, что… может быть, Вас опять неправильно перевели: «Наркоманы – люди, не мешающие обществу, углубленные в свои внутренние наслаждения. Почему же мы не позволяем этим людям получать не опасные для общества наслаждения?» Более того, Вы предлагаете вместе с пособием по безработице раздавать бесплатно наркотики.

М. Лайтман: Я хотел выразить другую мысль.

Я хотел сказать, что наркотики миру не вредят. Они дают человеку какое-то наслаждение, отключение от действительности, но не делают его общественно опасным. Когда я задаю вопрос: «Почему бы нам ни раздавать наркотики всем?», я не ратую за это, я  спрашиваю: "Почему мы против наркотиков?".

Наркотики отключают человека от действительности,  поиска смысла жизни.

В программе природы заложено наше отрицательное отношение к наркотикам, потому что они, в итоге, отключают человека от цели существования, он отключается от общества. Человечество все-таки созидает, все-таки страдает, развитие  каким-то образом ведет общество вперед, а наркотики отключают от всего. Поэтому общество с ними не согласно.

Общество должно предоставить человеку возможность возвыситься над этим миром и понять, а для чего же он существует. Ведь уход в наркотики – от ощущения бессмысленности.

В. Молчанов: Детей к наркотикам приучают и делают это сознательно.

М. Лайтман: Да. Это  уже следующий виток в использовании наркотиков.

В. Молчанов: Если я правильно понял, Вы все-таки относите это к пороку, злу?

М. Лайтман: Конечно.

В. Молчанов: Вот Ваши слова: «Осознание зла – это осознание порочности своего желания». Что есть порок с Вашей точки зрения?

М. Лайтман: Мы созданы природой как один единый организм. Это кажется избитой фразой, но такова действительность. Посмотрите на свое тело - все его органы, клетки, системы существуют в чудесном взаимодействии, в божественной гармонии, где каждая клетка чувствует весь организм и работает ради него. Клетка потребляет для себя только то, что ей надо для существования и для снабжения всего остального организма. Именно такое взаимодействие и дает возможность существовать всей системе. Как только какая-то клетка начинает поглощать, вместо того чтобы отдавать, она становится раковой.

Мы все – люди и вообще вся природа: неживая, растительная, животная и человеческая – «человеческая», то есть это наше сознание, наше отношение к миру, то, что в нас является человеком, потому что тело - оно животное, – мы все на всех уровнях - обязаны быть такими же – полностью интегрально взаимосвязанными. И природа является таковой! Все, кроме уровня «человек», который в нас (наше сознание, наше отношения друг к другу, миру и ко всей природе).

Наше тело  - это животный уровень. Необходимо довести человека до такого состояния, чтобы он осознал, что обязан стать интегральной частью всей природы. При этом человек раскрывает вечную гармонию, он ощущает совершенство, сливается с гармоничным и огромным организмом. На такой уровень человечество обязано подняться.

Существуют две возможности достичь вечности и совершенства, прийти к которым мы обязаны по замыслу природы. Это или путь страданий - долгий путь, по которому мы идем всем человечеством тысячелетия. Или это путь, когда человек раскрывает Высшую систему, Высший мир, и видит: «Да, таким образом мы созданы. Смотри, Свет впереди! Какое огромное, вечное и совершенное состояние».

Каббала только для этого и предназначена, чтобы научить человека видеть наш мир прозрачным, чтобы сквозь него рассмотреть картину, в которую нужно войти. А если человечество этим не воспользуется, то будет - постепенно-постепенно, под ударами, но все равно - будет созревать до уровня осознания необходимости перемен. Сегодня самая большая проблема – сможем ли мы преподнести людям методику продвижения - научную методику. Вы видите, каббала - это наука, сколько графиков, чертежей  - физика Высшего мира. Сможем ли мы преподнести эту методику человечеству, пойдем ли добрым путем?  Если нет – будут удары. 

Природа воздействует на нас все время одинаково. Продвижение зависит от нас: сможем воспользоваться каббалой – будем идти вперед комфортным путем; не сможем – будем получать удары как неразумные дети. Убегая от ударов, все равно, будем двигаться туда, куда ведет нас закон развития.

Пороком является только одно – наше несоответствие природе, наш эгоизм. Эгоизм не бытовой, мелкий, повседневный - нам надо осознать эгоизм на глобальном, человеческом уровне. Очень хорошо сказано в Библии о цивилизации, начавшей свое существование в Древнем Вавилоне, когда человечество захотело построить башню «гордости» до неба. Люди «потеряли общий язык», перестали понимать друг друга, произошло как бы «смешение языков». Древний народ рассеялся по всему миру, потому что люди не смогли больше существовать вместе[ii]. Это и есть порок, единственный порок.

Нам надо понимать, что тот эгоизм, который отдаляет, противопоставляет нас друг другу, он, на самом деле, создан для того, чтобы мы именно над ним - не убегая от него, не подавляя, не зачеркивая его – вместе с ним начали между собой соединяться, как в семье, где каждый понимает слабости и всевозможные проблемы других. Именно над этим между ними существует связь и любовь.

Если бы мы, таким образом попытались соединяться, мы бы сразу почувствовали себя в гармонии с окружающим миром и сразу же ощутили бы его вечность и бесконечность. Мы бы не ощущали животное тело, мы бы ощущали себя на уровне «человек» – совершенно на другом уровне, на уровне вечного течения жизни. Не было бы проблем: ни с этой жизнью, ни с этим миром. Исчезло бы ощущение себя (только в каких-то маленьких рамках: передвижение, место, пространство, всего лишь 70 лет существования). У нас бы появилось совершенно другое отношение друг к другу, к себе и вообще ко всему мирозданию.

 В. Молчанов: Спасибо. Профессор, я наверно в жизни очень много совершал ошибок, но за одну ошибку я корю себя до сих пор. В конце 80-х годов на телевидении шла моя, тогда наверно самая популярная программа в стране, которая называлась «До и после полуночи». И в этой программе я как-то показал сюжет о неком Виссарионе, который назвал себя, или его назвали, новым Иисусом Христом. Это был не мой сюжет - не я разговаривал с этим человеком. Мне кажется, что я совершил большую ошибку – к Виссариону потянулось много-много людей, возникли страшные человеческие трагедии. Я хотел спросить Вас: как Вы относитесь к сектантству, к секте Хаббарда, к людям подобным этому Виссариону, к Аум Синрике, к Саи Баба?

М. Лайтман: Человечество ищет пути к совершенству, к комфортному состоянию, к подъему на какой-то духовный уровень. Оно желает ощущать себя выше земных ограничений - чтобы время, пространство, эти окружающие нас силы не давили на нас. Людей это издавна привлекает. Есть, конечно, такие, которые с удовольствием этим торгуют себе в угоду. Есть люди, которые, не понимая, увлекаются и покупаются на это.

Я надеюсь, что…. Я не надеюсь, я просто вижу, что все эти увлечения  - философиями, восточными методиками – это все должно быстро пройти. И действительно, в наше время это уже начинает отмирать.

В. Молчанов: Возможно, что это отмирает у Вас, но не в России.

М. Лайтман: В России этот процесс немножко запаздывает. Мода на различные, так называемые «духовные методики», раскрылась в России позже, чем во всем остальном мире. Битлз начали увлекаться в 50-х годах, а в России появилась такая возможность только в 80-ые. Где-то на тридцать лет запаздывание, но это быстро пройдет, все равно. Человечество должно пройти период увлечения всеми такими вещами. Саи Баба и другие выполняют определенную функцию, чтобы человечество быстрее прошло увлечение всеми этими методиками и осознало их, как несостоятельные. Я смотрю на этот процесс просто - как на обычное течение времени.

Если бы мы смогли раскрыть человечеству картину мира, знаете, есть такие картины, что если расфокусируешь взгляд, то получается - ты смотришь сквозь изображение – вдруг проявляются многомерные, трехмерные слои. Такие, вроде бы ничего не значащие штришки, а затем, когда смотришь, не на них самих, а как бы сквозь них – вдруг проступает изнутри картина.

Если бы мы смогли расфокусировать взгляд человека так, чтобы он посмотрел сквозь наш мир, и увидел следующее за ним объемное существование - существование, в котором он пребывает на самом деле! Если бы человек смог в нем существовать, одновременно находясь в нашем мире,– все эти методики на нас бы уже не влияли. Мы бы поняли, что ни войнами, ни ненавистью, ни давлением друг на друга, мы не сможем достичь гармонии, а только сами себя, в принципе, этим наказываем. Ведь если человек, какой-то народ или какая-то организация существуют вопреки принципам идеала любви и взаимодействия, по которым существует в действительности все человеческое сообщество, то в первую очередь такие люди уничтожают самих себя. Мы бы это увидели.

Когда у человечества раскроются глаза, не будет возможности поступать неверно, подобно тому, как человек не сунет руку в огонь.  

В. Молчанов: Могу я задать вам, возможно, глупый, а возможно, бестактный вопрос?

М. Лайтман: Да.

В. Молчанов: Но сначала – небольшая предыстория. Я уже говорил Вам о том, что в прошлом году мы с женой сняли фильм «Мелодии рижского гетто». После этого – федерация еврейских общин  России присудила мне, человеку, в котором не течет ни капли еврейской крови, звание «Человек года». Моей жене – нет. Мы – абсолютные соавторы в этом фильме. На сцену я выходил получать приз в одиночестве. После меня на сцену вышел замечательный режиссер Марк Розовский, жена которого является директором его театра и его главным музыкальным аккомпаниатором. Ее рояль поставили за кулисами, она не могла появиться на сцене. Как Вы относитесь к женщинам? Вы что, их не любите?

М. Лайтман: Во всех религиях женщины как бы отодвинуты на второй план. Это проблема рода человеческого, когда отсутствие гармонии между людьми неправильно сказывается на взаимоотношениях между полами. Если бы мы видели (я снова возвращаюсь к тому же) картину гармоничного человеческого сообщества - мы бы увидели, как мужчина и женщина дополняют друг друга, и в соответствии с этими познаниями строили бы взаимоотношения в семье, обществе, профессиональной деятельности, творчестве. Все было бы по-другому.

Но сегодня… Я не верю, что человечество, несмотря на то, что американцы так за это ратуют, будет когда-нибудь равноправным. Мы не понимаем, что значит равноправие - оно не в том, чтобы сделать всех однополыми или бесполыми. Равноправие заключается в том, чтобы понимать суть этого существа, называемого мужчиной или женщиной, то есть духовную суть, внутреннюю, а не просто принимать во внимание потребности физиологического организма, когда создаются одному организму такие-то условия, а этому – другие, и тогда возможно комфортное существование на животном уровне. Мы не сможем этого достичь без знаний нашего высшего корня, как мужского, так и женского.

В каббале происходит четкое, очень жесткое разделение между мужской и женской частью творения. Силы в природе поделены на мужские и женские: положительные и отрицательные, к примеру, и так далее. И не надо их смешивать, не надо нивелировать. Зато, когда человек понимает эти два корня – то видит, каким образом они приводят человечество к гармонии в совместном, обоюдном действии.

В. Молчанов: Когда я хожу в церковь: православную, католическую, я замечаю, что там, в храме, очень высок процент женщин одиноких, неустроенных, у которых какие-то проблемы в семье. Меня интересует, высок ли процент среди ваших учеников, вот таких одиноких, неустроенных женщин?

М. Лайтман: Среди моих учеников женщин нет. Каббала в первую очередь предназначена для мужчин. Знания, духовные постижения передаются через мужскую часть женской части, и поэтому я обучаю только мужскую часть.

В мире существует множество женщин, которые занимаются вместе с нами. Слушают уроки, занимается по нашим книгам, лекциям. Женщины помогают нам в обработке материалов. Женская часть в нашей организации - это тысячи-тысячи, я бы сказал, сотни тысяч женщин, но лично я обучаю только мужчин. Я хочу это подчеркнуть, не стыдясь и не замалчивая. В мужской части, со стороны природы, заложена огромная сила зла, и поэтому существует огромный потенциал исправления.

А женщина ближе к природе, в ней меньше зла, меньшая возможность и необходимость исправления. И поэтому, в первую очередь, надо работать с  мужской частью. Да мы и видим - все зло в мире идет через мужчин, а не через женщин.

В. Молчанов:  Вот поэтому мою жену и жену Марка Розовского не  выпустили на сцену. А Вы не пускаете к себе женщин на занятия.

 Может ли это измениться в будущем?

М. Лайтман: Отличия не исчезнут. В будущем, когда постижением устройства мироздания, Высших сил и реализацией таких познаний займутся большие массы человечества, сочетание мужской и женской части приобретет просто правильную форму, но не изменится. Мы не можем нивелировать природу. Познавая природу с помощью каббалы, раскрывая картину мужских и женских высших сил, действующих на наш мир, мы видим, что мужские силы - именно мужские - воздействуют, управляют, осуществляют все развитие. А женские силы помогают и уравновешивают их. Но, благодаря этому, именно женщина обеспечивает продолжение прогресса, рода, а не мужчина.

Мужская сила, если она не уравновешивается женской силой и не сопутствует ей, или, если  женская сила не сопутствует мужской - не имеют никаких перспектив. Я не смогу сейчас это выразить  в нескольких фразах, но я специально хочу подчеркнуть: каббала в первую очередь обращается к мужчине, как к основному источнику зла и как к основной силе воздействия на наш мир. Именно мужчину надо исправлять.

Так что отношение, как бы, отрицательное.

В. Молчанов: Спасибо. Я понимаю. Что есть иерархия у каббалистов? Вы занимаете  в ней какую-то определенную ступень, уровень? И еще, как можно отличить истинного каббалиста от шарлатана?

М. Лайтман:  Наука каббала зародилась в Древнем Вавилоне. Первый каббалист Авраам был, в принципе, древневавилонским жрецом. Он изготавливал и продавал  идолов, являлся идолопоклонником, его почитали в народе. Когда произошел внезапный рост эгоизма, что аллегорически описано как строительство людьми Вавилонской башни, Аврааму, именно потому, что он был умным и развитым человеком того времени,  удалось осознать предназначение проявленного эгоизма и раскрыть науку каббала. Каббала  говорит - человеку надо возвыситься над эгоизмом - тогда произойдет постижение более высоких слоев природы.

Авраам создал из части древних вавилонян каббалистическую группу, и эта группа существовала на протяжении многих тысяч лет.

Следующим великим каббалистом был рабби Шимон Бар Йохай (РАШБИ), который написал всем известную книгу "Зоар". Это основополагающая книга по каббале. Я перевел на русский язык первый том. Конечно, для нас рабби Шимон, и, описанное в этой книге, представляют собой абсолютный авторитет. Следующий великий каббалист  (конечно, было много других каббалистов между ними) – это АРИ. Это уже XVI век нашей эры. Жил он в Цфате и оставил после себя около 20 книг.

В. Молчанов: Поэтому Цфат стал до какой-то степени каббалистическим центром?

М. Лайтман:  Да, в то время, он был каббалистическим центром.

После АРИ было тоже много каббалистов, но я называю основных. До XX века таких каббалистов, как рабби Шимон и АРИ, практически больше  не было.

И только в XX веке появился каббалист, обобщивший всю древнюю каббалу и изложивший ее четким, я бы сказал научным языком - языком университетского учебника, который все мы можем читать и понимать. Он прокомментировал и изложил в своих трудах все каббалистические источники, существовавшие до него – имя этого великого каббалиста - Бааль Сулам. Он умер в 1955 году. Его старший сын – РАБАШ был моим учителем. Я нашел своего учителя где-то в 1979  году, и был с 79 по 91 год вместе с ним. Учился у него, до тех пор, пока он был жив. Он умер у меня на руках. В его честь – его звали Барух – мы назвали свою каббалистическую академию – «Бней Барух» – сыновья Баруха.

Вместе со своим учителем, мы часто навещали каббалистов, серьезно занимавшихся каббалой, здесь в Израиле. И я, сопровождая его – тогда я был всего лишь начинающим учеником – знакомился с ними, спрашивал, начинал понимать, кто же такой каббалист, как его распознать среди остальных людей.

Или у меня на сегодняшний день не хватает знаний - но я таких людей больше не встречаю. Тех, с которыми мы встречались с моим учителем, уже нет в живых. Мы их навещали, и они приезжали к нему. А я постоянно был рядом с учителем, и, поэтому, сопровождал их, присутствовал при их общении, присутствовал на каббалистических научных беседах. Сегодня этих людей уже нет в нашем мире, и новых вместо них я не вижу. К сожалению…

Но, ведь так и написано в «Книге Зоар» - человечество должно достичь такого состояния, когда: «Пней а-дор ки пней а-келев» - «у предводителей поколений будет лицо подобно морде собаки», то есть наилучшие будут настолько мелкими, настолько меркантильными - как и обычный человек. До этого мы и дошли.

В. Молчанов: Я встречал людей, которые называют себя каббалистами, и в Москве, и даже в Киеве. Но в основном, насколько я мог заметить, их увлечение каббалой связано с некими амулетами. Я это понимаю. Когда приходишь в русскую православную церковь - с удовольствием смотришь вокруг - как на красивую икону. Икона – это тоже некий «причиндал», совершенно непонятно какое отношение имеющий к вере. Так я считаю.

Почему мы молимся иконе, которую нарисовал человек?

М. Лайтман: В прошлые века икона была необходимым атрибутом для распространения веры. Ведь люди не умели читать. И для того, чтобы передать вам какое-то сообщение, я рисую - если я рисую Исуса, я рисую его рядом с ослом; если рисую апостола Павла - его я рисую иначе. Иконы возникли потому, что надо было передать рассказ о вере людям, которые не умели читать. И поэтому она распространялась в виде рисунков. И у людей складывалось четкое понимание, о чем говорится.

В. Молчанов: Все эти амулеты, которыми торгуют - имеет это какое-то серьезное отношение к каббале?

М. Лайтман: Нет! Совершенно. К каббале в нашем мире вообще ничего не имеет отношения - еврейские амулеты, христианские, мусульманские, что бы вы ни взяли.

Каббала – говорит о состоянии, когда человек существует как будто вне тела. Оставьте ваше «животное» в покое, неважно, что вы делаете со своими руками, ногами, что вы говорите своим языком. Это все совершенно неверное, неистинное, возможно сплошная ложь. Человек вообще не знает, что, как действует и существует. Все эти амулеты – в них нет ничего, кроме того, что человек лично, сам, по-особому к ним относится, то есть для него это дорого, но не более того.

Каббала ни одному объекту нашего мира не приписывает никаких сил - ничего в них нет, никаких сверхъестественных сил  - ни в чем.

В. Молчанов: Один, возможно глупый, вопрос. Я нигде не смог найти происхождение русской поговорки – «Закабалить человека, попасть в кабалу».

М. Лайтман: Я не думаю, что это выражение относится к каббале. Глагол «лекабель» – в переводе с иврита означает «получать». «Каббала» означает «получение». В каббале говорится о том, как человечество может получить от природы все то бесконечное, вечное постижение и наслаждение, которые находятся перед нами, но которые мы не можем получить в силу нашей противоположности им. Ведь если я хочу что-то получить, у меня должно быть к этому адекватное, правильное желание.

Для того чтобы услышать – наше ухо должно быть настроено на определенную частоту, чтобы увидеть – то же самое, и так далее. Все наши органы чувств улавливают определенный диапазон окружающего нас мира, вследствие того, что на него настроены. Если взять радиоприемник, то я должен в нем «создать» определенную волну, которая находится в соответствии с внешней волной, и тогда он ее ловит. У меня тоже существует такой «колебательный контур», который регенерирует волну, подобную внешней, и тогда, когда я «кручу этот колебательный контур», создаю разные волны, то из всех волн, которые существуют вне меня, я ловлю подобные моим.

То же самое с ощущением Высшего мира - я должен настроить себя - внутри, в своем «колебательном контуре» сделать такие вибрации, которые были бы подобны Высшему миру, и тогда я его начну ощущать.

Каббала говорит о том, как получать высшую информацию, это наполнение, это насыщение, как сделать из себя духовный «приемник».

Я не вижу связи между этим выражением и словом «каббала». Может быть, здесь сыграли роль какие-то другие языки  - хазарские, тюрские.

В. Молчанов: Скажите мне, пожалуйста, сколько у Вас детей, внуков?

М. Лайтман: У меня трое детей. Старший сын живет в Канаде, женат на француженке, у них трое детей. Кроме своей основной работы, он помогает нам в распространении каббалистической литературы в Америке. Старшая дочка - в Израиле, она доктор биологических наук, работает в крупной лаборатории, занимается генетикой рака. Ее это интересовало всю жизнь, и она реализует себя в этом направлении. Ее муж занимается с нами, один из моих учеников, заведует русским отделом. Младшая дочь пишет докторат по философии и каббале в Тель-Авивском университете, не замужем.

В. Молчанов: То есть у Вас трое детей и трое внуков?

М. Лайтман: Да.

В. Молчанов: Я ведь спросил Вас об этом не случайно. Вы где-то написали, что если бы каббалист пришел в качестве руководителя народа или, может быть, всего человечества, он не стал бы менять ничего, кроме воспитания. Каковы принципы Вашего воспитания детей?

М. Лайтман: Никаких принципов. Единственно правильное воспитание – это пример. Все проблемы, все, что есть у нас, взрослых - не скрывать от детей, а показывать - так, чтобы они на своем уровне понимали, почему взрослые так поступают, что ими руководит, и из этого делали выводы.

В. Молчанов: Что показывать? Объясните мне.

М. Лайтман: Во-первых, мои дети видят - у отца существует единственная цель в жизни – заниматься наукой каббала, обучать и вести дальше учеников, как можно шире распространять знания, потому что я уверен - в этом спасение. Может быть, это громкая фраза, но в этом заключается спасение всего человечества.

В. Молчанов: Простите, они поняли это, когда уже стали достаточно взрослыми?

М. Лайтман: Нет. Они знают, что для этого существует наша семья. Они знают, что для этого я живу, и все мое существование  - только ради этого. Это чувствуется, это ощущается - круглосуточная работа: занятия, которые на протяжении тридцати лет начинаются ежедневно в три часа ночи, работа над книгами на разных языках, поездки, конференции - все крутится вокруг этой цели.

В. Молчанов: Когда Вы спите?

М. Лайтман: Я ложусь спать рано. В  девять – в полдесятого уже сплю.

В. Молчанов: Вернемся к Вашим детям. В некоторых странах, в Японии, например, детям разрешают делать все (маленьким детям). В России, как правило, все время слышишь: «Не трогай, положи на место, не прикасайся, нельзя». Вот что Вы запрещали свои детям, когда они были маленькими?

М. Лайтман: Я не знаю даже, правильно я поступал или нет в то время, но у меня не было времени на воспитание детей. Ведь я приехал в Израиль в 74-м году. Примерно через год-два я уже видел, что именно в каббале есть ответы на вопросы о смысле жизни. Как биокибернетик, я к этому тянулся, и только этого хотел. Я думал соединить биокибернетику с каббалой, и таким образом создать как бы синтез (ведь весь прогресс - на стыке между дисциплинами), как бы новый прорыв в науке, меня это притягивало, как ученого. Пока я ни понял, что биокибернетика только мешает, и полностью ушел в каббалу, занимался ею круглосуточно.

У меня был  собственный бизнес. Приехали мои родители, они были медиками. Я открыл клинику, и за несколько лет заработал достаточно денег, чтобы потом, пока был жив мой учитель, я мог быть постоянно рядом с ним (я работал несколько часов  в день - два-три часа). Ему было 80 лет, и мне надо было получить от него все, что было у него.

Поэтому, все детство моих детей, прошло для меня незаметно: я не заметил, как они выросли, стали большими. Если бы Вы меня тогда спросили: «В каком классе дочка?» – я бы не сказал.

В. Молчанов: Я понял, Ваших детей воспитала Ваша жена – одна из тех женщин, которых Вы не пускаете в свои классы.

М. Лайтман: Она понимала, она была рядом со мной. Жена хорошо знала моего учителя, и он ее очень ценил. Когда он овдовел, она готовила ему еду, помогала мне во всем, чтобы поддержать его. Она сделала очень большую работу - и рядом со мной, и рядом с ним.

В разговоре о воспитании, я исходил из того раздела каббалы, в котором освещаются эти вопросы. В каббале утверждается, что, кроме явного личного примера, человек не может никаким другим способом никого воспитать: ни в обществе, ни своих детей.

В. Молчанов: Как жаль, что это не так часто происходит в нашей жизни…

Профессор, Вы говорите об очень интересных духовных проблемах, Вы говорите языком, который когда-то назывался высоким языком, но совершенно не производите впечатления человека, отрешенного от жизни.

М. Лайтман: Каббала этого не позволяет.

В. Молчанов: Вот я и хотел об этом спросить. Вы любите застолья? Вы можете выпить бокал вина или рюмку водки? Вы любите музыку? Может быть, Вы танцуете?

М. Лайтман: Я люблю все.

В. Молчанов: Все?

М. Лайтман: Абсолютно.

В. Молчанов: Вы такой же человек, как я?

М. Лайтман: Да, извините, даже, может быть, больше.

В. Молчанов: Даже больше?

М. Лайтман: Да.

В. Молчанов: Тогда ответьте мне, если можно, на последний вопрос: почему все, что окружает каббалу, связано с некоей тайной? Почему каббалисты так закрыты, ведь говорил же еще ваш великий учитель, каббалист Бааль Сулам, 70 лет назад, что необходимо раскрывать каббалу широкому кругу общественности?

М. Лайтман: А кто этого желает? Где этот широкий круг общественности? Дайте мне его!

Я выпустил около 30 книг (я даже не считал сколько!), они переведены на десятки языков. Наш сайт в Интернете открыт для всех. Мы проводим лекции, бесплатно распространяем газеты в России, Америке, Израиле, сейчас и в Индии. Но где эта широкая общественность, которая проявляет заинтересованность?

Каббала была скрыта до конца XIX века. ХХ век, и особенно - XXI век – время раскрытия. В предыдущие века вокруг нее «накрутили» массу всевозможных выдумок. Люди, все-таки,  хотели знать, что это такое, и пытались что-нибудь додумать от себя. А сейчас каббала открыта для всех. Тайной она называлась раньше, потому что каббалисты специально скрывали это учение. Они ждали, пока человечество дозреет до сегодняшнего кризиса и востребует именно каббалу, а не какие-то амулеты или что-то подобное. Этот период сейчас как раз и наступает. С другой стороны, каббала называется тайной, потому что говорит о той, части природы, которую мы, в наших пяти органах чувств, не ощущаем.

В. Молчанов: Поэтому формируется шестой орган чувств.

М. Лайтман: Мы его должны развить. В каждом из нас он есть в своем зачаточном состоянии. Каббала настраивает человека на то, чтобы он развивался.

И  вдруг! Человек начинает ощущать дополнительно, как дышит вокруг мироздание! Как сквозь материю проходят силы, воздействуют на нас, и мы, обратно, взаимодействуем с ними. Человек начинает себя ощущать в гармонии со всей вселенной.

Об этом сегодня говорят и физики, и биологи - о существовании всеобщей гармонии, и в то же время, о существовании темной материи, и вообще-то, это, с их стороны, догадки из пяти органов чувств. А каббала  открывает возможность реального постижения из шестого органа чувств. Человеку раскрывается вечная, гармоничная, цельная природа. И мы, нашим духом, именно  находимся в ней.

Так что - желаю человечеству достичь такого состояния поскорее.

В. Молчанов:  Спасибо, профессор. Вы знаете, Вы рассказали сегодня очень много интересного для меня. Многое заставит меня задуматься. И надеюсь, что люди, которые сегодня слушают и смотрят наш разговор, они тоже над чем-то задумаются.

 

Проверка по звуку: Марина Каганцова

Редакция: Ирина Попович

 



[i] Книга Дварим Недельный раздел Ки Таво Глава 26: 63-64

63. И будет как радовался Господь вам, чтобы творить вам добро и умножать вас, так даст возрадоваться Господь

так даст возрадоваться Господь (даст восторжествовать). Вашим врагам "над вами, чтобы погубить и т. д. " [Мегила 10 б]. (Раши)

(врагам) над вами, чтобы погубить вас и уничтожить вас, и вы отторгнуты будете

и отторгнуты будете. Означает "вырвать с корнем"; и подобно этому "Дом высокомерных искоренит
יסח Господь" [Притчи 15, 25]. (Раши)

от земли, на которую ты вступаешь для овладения ею.  

как радовался Бог о вас Если сын идет по правильному пути, отец радуется и помогает ему, проявляя доброту и заботу. Если же ребенок становится на дурной путь, то радость отца проявится только тогда, когда он найдет способ вернуть своего сына на правильную дорогу. Даже если этот способ будет связан с тяжелыми наказаниями, радость отца не станет слабее, если сын возвратится на истинный путь. Точно так же Всевышний радуется тем испытаниям и страданиям, которые выпадают на долю сынов Израиля в изгнании, потому что все они служат средством очищения и духовного возвышения и приближают момент радости. (Сончино)

   64. И рассеет тебя Господь меж всех народов от края земли и до края земли,

 

[ii] Книга Берейшит Недельный раздел Ноах Глава 11:1-9

1. И был (на) всей земле один язык

один язык. Священный язык. (Раши)

и речи единые

и речи единые. Вступили в сговор и сказали: "Не вправе Он выбрать Себе высшие сферы. Взойдем же на небеса и сразимся с Ним". Другое объяснение: (речи) относительно Единого в мире. Другое объяснение: речи "ахадим" (как "хадим", резкие, острые). Они сказали: "Один раз в тысячу шестьсот пятьдесят шесть лет (период от сотворения мира до потопа) небесный свод рушится, как это было во время потопа. Давайте сделаем для него подпоры" [Берешит раба 38]. (Раши)

.  

речь одна и одни и те же слова Более правильный перевод: "немногочисленные слова". Их лексика не была богатой (Мальбим). (Сончино)

   2. И было: продвигаясь с востока

продвигаясь с востока. Там они обитали, как сказано выше: "И было их поселение до... горы Восточной" [10, 30]. Оттуда отправились в путь, чтобы найти для себя место, которое вместило бы всех, и не нашли ничего, кроме (долины) Шинар. (Раши)

, они нашли долину на земле Шинар и поселились там.  

долину Территория Вавилонии представляла собой плоскую равнину.
Шинар См.10:10. Это место было колыбелью ранних цивилизаций. (Сончино)

   3. И сказали они друг другу

друг другу. Один народ другому: Мицраим (сказал) Кушу, Куш-Путу, Пут- Kенаану. (Раши)

: Давайте

давайте. Приготовьтесь, соберитесь,
הבה везде означает приглашение, побуждение (к какому-либо действию), когда готовятся и объединяются для (выполнения какой-либо) работы, замысла или для переноски тяжестей. Давайте, приготовьтесь, на французском языке apareillier. (Раши)

делать кирпичи

кирпичи. Потому что в Бавеле нет камней, ибо это равнина. (Раши)

и обжигать их (в) печи обжиговой!

и обжигать их в печи обжиговой. Так изготовляют кирпичи, которые на французском языке называются tuiles. Их обжигают в печи. (Раши)

И был у них кирпич вместо камня, а земляная смола была у них вместо известки

вместо известки. Для штукатурки стен. (Раши)

.  

кирпичи В Вавилоне глиняные кирпичи были единственным строительным материалом.
обожжем в обжигальне Обычно кирпичи обжигали на солнце. Но для того, чтобы сделать их более прочными, была применена технология обжигания огнем.
смола горная Битум. (Сончино)

   4. И сказали они: Давайте построим себе город и башню, а вершина ее в небесах, и создадим себе имя; чтобы нам не быть рассеянными

чтобы нам не быть рассеянными. Как бы Он не обрушил на нас удар, чтобы рассеять нас отсюда. (Раши)

по всей земле!  

главою до небес Такое описание можно рассматривать как преувеличение (ср. Дварим, 1:28: "Огромные города, обнесенные стеною до небес").
имя Это слово допускает в данном контексте несколько пониманий. Самое простое из них: "Совершим великие дела и станем известны". (Сончино)

   5. И нисшел Господь увидеть

и нисшел Господь увидеть. Он в том не нуждался, но (стих) имеет целью учить судей, что они не должны признать подсудимого виновным, прежде чем увидят и поймут [Мидраш раби Танхума]. (Раши)

город и башню, которые строили сыны человеческие

сыны человеческие. А чьи же еще сыны? Может, сыны ослов и верблюдов?-Но (в виду имеется:) сыны первого человека. Адама, который проявил неблагодарность и сказал: "Жена, которую Ты дал, (чтобы ей быть) со мною... " [3, 12]. Так и эти оказались неблагодарными, подняв бунт против Того, Кто одарил их благами и спас их от потопа. (Раши)

.  

сошел Здесь мы вновь встречаемся с антропоморфическим описанием. Мудрецы, как и в других подобных местах, не следуют буквальному пониманию текста, но видят в подобном описании урок для человека: намек на то, как следует вести себя в суде. Судья никогда не должен осуждать преступника прежде, чем поймет его и выяснит причину совершенного преступления. (Сончино)

   6. И сказал Господь: Вот народ один

вот народ один. Они всецело владеют благом быть одним народом и иметь один язык,но вот что они стали делать (как воспользовались этим). (Раши)

, и язык один у всех их, и такое стали

стали. (Форма) подобно
אמרם, их говорение, עשותם, их деяние (т. е. они говорят, они делают; так и здесь:) начали они делать. (Раши)

делать. И теперь не воспрепятствуется им

не воспрепятствуется им... делать. Это вопрос.
יבצר означает "препятствовать", как (в) Таргуме. И подобно этому "Он обуздывает дух вельмож" [Псалмы 76, 13]. (Раши)

все, что замыслили, делать?  

начало их деяния Их объединенное желание придаст им силы и поможет достичь цели. Однако изначальное желание порочно: оно заключается в том, чтобы господствовать в мире, оттолкнуть Присутствие Всевышнего, реализовать план человека, а не Творца. Понятно, что претворение в жизнь такого желания в конечном итоге приведет к гибели мира, так как существование мира поддерживается Всевышним. (Сончино)

7. Давайте низойдем

давайте

давайте. Мера за меру. Они сказали: "Давайте построим". А Он отмерил им (воздаяние) соответственно и сказал: "Давайте низойдем" [Танхума] . (Раши)

низойдем. Держал совет со Своей судебной палатой в силу чрезвычайной скромности. (Раши)

и смешаем

и смешаем. Приведем в беспорядок, спутаем- "Нун" - префикс множественного числа, а буква
ה в конце добавочная как в רדהנ. (Раши)

там их язык, так что они не поймут

не поймут. Один просит кирпич, а другой (вместо того) приносит ему раствор. Тогда первый набрасывается на него, чтобы разбить ему голову. (Раши)

(более) один речь другого.  

сойдем же Мидраш объясняет, что так же, как в 1:26, речь идет об обращении Всевышнего к ангелам. (Сончино)

   8. И рассеял Господь их оттуда

и рассеял Господь их оттуда. В этом мире [Санhедрин 107 б]. То, что они сказали: "чтобы нам не быть рассеянными" [11,4], исполнилось применительно к ним. Об этом Шломо говорил: "Чего страшится преступный, то постигнет его" [Притчи 10, 24]. (Раши)

по всей земле, и перестали они строить город. 9. Потому нарек ему имя Бавел, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их

и оттуда рассеял их. Учит, что нет у них удела в мире грядущем [Санhедрин 107 б]. Чей (грех) тяжче, (грех) поколения потопа или поколения раскола? Те не посягали на главное, а эти посягнули на главное, чтобы бороться с Ним. (Почему же) те унесены потопом, а эти не были истреблены из мира? Однако (все в) поколении потопа были насильниками и враждовали друг с другом, поэтому они истреблены. Эти же относились друг к другу с любовью и по-дружески, как сказано: "один язык и речи единые". Это учит тебя, что ненавистен раздор и велик мир [Берешит раба 38]. (Раши)

Господь по всей земле.  

Бавель Название Бавель происходит от корня балаль - "смешал". (Сончино)