Главное МЕНЮ ЭНЦИКЛОПЕДИИ
 

Тайна Большого Сфинкса
Михаил БУДАРИН

«Когда Сфинкс расхохочется, мир содрогнется»
Мудрость египетских жрецов

 
Большой Сфинкс
Большой сфинкс - гигантский лев с человеческим лицом,
высеченный из скалы, достигает высоты 21 метр,
и длины — около 73 метров

Большой Сфинкс, также как и Великие пирамиды, был построен завоевавшими Египет семитскими племенами. Доказательства этому настолько просты и очевидны, что мне непонятно, почему ученые на протяжении сотен лет изучавшие историю Египта, до сих пор не обратили на это внимания.

Слово «сфинкс» в египетском языке этимологически связано со словом «сешеп-анх», что в дословном переводе на русский язык означает «образ Сущего». Другой известный перевод этого слова – «образ Живого». Оба эти выражения имеют единое смысловое содержание – «образ Бога живого».
В греческом языке слово «сфинкс» этимологически связывается с греческим глаголом «сфинга» - удушать.

Египтяне называют Большого Сфинкса «Отцом (царем) ужаса и страха», и для этого существуют веские причины.

Во-первых, в Древнем Египте пустотелые статуи гигантских сфинксов служили местом массовых казней, пыток и повешений, а возможно и жестоких ритуальных жертвоприношений.

 
 

С 1952 года в Египте было обнаружено пять пустотелых сфинксов, каждый из которых служил местом казней и одновременно могилой казненных. Раскрывшие тайну сфинксов археологи с ужасом обнаружили, что костные останки многих сотен трупов толстым слоем покрывали полы сфинксов. С потолков свисали кожаные ремни с остатками костей человеческих ног. Считают, что среди этих трупов могли быть и рабочие строившие пирамиды и гробницы египетских фараонов, и принесенные в жертву ради сохранения их тайн. (Возможно, именно из-за того, что сфинксы служили местом казней и повешений, греческое название «сфинга» и обозначает слово «удушать»).

По-видимому пустотелые тела сфинксов умышленно разбросанные по всей стране, служили местом казней и пыток в течении продолжительного периода времени. Смерть подвергаемых казни была длительной и мучительной, а тела повешенных за ноги жертв преднамеренно не убирались. Крики умирающих обязаны были внушать ужас живым.

Страх перед крылатыми сфинксами был так велик, что сохранился в веках. Когда в 1845 году при раскопках в развалинах Калаха был найден крылатый сфинкс с человеческой головой, всех рабочих из местных жителей охватил панический страх. Они отказались продолжать раскопки, ибо было еще живо древнее предание, что крылатый сфинкс принесет им несчастья и явится причиной смерти всех живущих на земле.

Во-вторых, ритуальная символика Большого Сфинкса является одним из символов гигантской «кометы-возмездие», каждое появление которой из глубин Вселенной несет ужас глобальных катастроф.

В настоящее время Большой Сфинкс является самой большой скульптурой древности, сохранившейся до наших дней. Размеры этой скульптуры впечатляют. Из дошедших до нас описаний Большого Сфинкса следует, что раньше между его лапами находилась скульптура фараона, имя которого не сохранилось.
Высота скульптуры фараона составляла 6,7 метра, а за ней находился вход в жертвенный храм Бога смерти и возрождающейся жизни Осириса, внутри которого находилась статуя самого Осириса и его алтарь.
Символика Большого Сфинкса удивительно многогранна, хотя, на первый взгляд, состоит всего из четырех символов, которые характеризуют параметры орбиты «кометы-возмездие».

Неумолимое время стерло краску с Большого Сфинкса, но кое-где ее следы сохранились, и это позволило ученым определить, что первоначально он был окрашен в синий (фиолетовый) цвет, который согласно поверьям древних жрецов, считался символом неба и вечности. Существует также предположение, что фигура Сфинкса была украшена звездами.
Предполагаемая раскраска Сфинкса

Символично и то, что Большой Сфинкс имеет символику крылатого Льва, что служит астральным символом зодиакального знака Льва.
Это связано с тем, что катастрофа 9612г. до н.э. произошла в то время, когда точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Льва. Это была самая мощная из всех ныне известных катастроф и поэтому, в память о ней, и использована символика Льва.
А после очередного появления «кометы-возмездие», послужившего причиной Критской катастрофы 1528 г. до н.э., все вновь изготавливаемые сфинксы делались только с головой Овна (барана). Несложно догадаться , что это было связано с тем, что во время Критской катастрофы точка весеннего равноденствия находилась уже в созвездии Овна.
(Напомню, что в результата прецессии точка весеннего равноденствия перемещается через каждый знак Зодиака за 2160 лет. И в созвездии Овна она находилась с 2318 года до н.э. по 158 год до н.э.)

В Древнем мире известно огромное разнообразие синкретических животных называемых сфинксами.
В классической греческой мифологии Сфинкс (у греков он женского рода – Сфинга) изображался с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями орла. Было известно изображение Сфинкса с головой льва, туловищем человека, крыльями орла и когтями коршуна. Кроме того, были изображения сфинксов с лицом и грудью женщины и телом собаки, или змеи.
В античной греческой мифологии Сфинга считалась порождением Химеры и Орфа, по другой версии – Тифона и Ехидны. Символика Сфинксов изменялась по мере развития уранической астрологии, все названия астрономических объектов в которой, отражали мифологические имена античных богов и героев.

По свидетельству греческих историков, гостям Фив еще показывали древнюю пещеру в горе Фикион, в которой, согласно легенды, жила Сфинга, задававшая каждому прохожему известную загадку.
В действительности же Большой Сфинкс является календарным животным, определяющим время прохождения «кометы-возмездие».

Вот как выглядит мифологическая символика Большого Сфинкса, выраженная в знаках Зодиака:
Лицо Человека – зодиакальный знак Водолей;
Тело Быка – зодиакальный знак Телец;
Хвост Льва – зодиакальный знак Лев;
Крылья Орла – зодиакальный знак Скорпион.
(Считается, что в древности на месте зодиакального знака Скорпиона был зодиакальный знак Орла).
В астрологии эти четыре знака Зодиака образуют так называемый неподвижный, или постоянный крест,
символика которого закрепилась в христианстве.
Совершено очевидно также, что зодиакальный знак Водолея включен в символику Сфинкса,
как время очередного появления «кометы-возмездие».

И очень важным обстоятельством является то, что символика Сфинкса абсолютно тождественна
символике четырех евангелистов, авторов Нового Завета:
Символ евангелиста Матфея – Водолей;
Символ евангелиста Луки – Телец;
Символ евангелиста Марка – Лев;
Символ евангелиста Иоанна – Орел. (совр. Скорпион)

 
 

Кроме того, символика Большого Сфинкса неоднократно используется в библейских текстах.
Вот как в библейских текстах описывается видение пророком Иезекиилем четырех животных: « И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был как у человека; /Иез. 1:4-5/ и далее «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех четырех; а с левой стороны – лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех.» /Иез. 1:10/

Такое же свидетельство находим в Откровении Иоанна Богослова:
«И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.» /Откр. 4:6-7/

А вот еще одно свидетельство Иезекииля, касающееся символики Большого Сфинкса и определяющее время появления «кометы-возмездие».
«С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом.» /Иез. 41:19/
Словом «пальма» (досл. «кисть руки») в библейских текстах обозначается «комета-возмездие», и данный фрагмент текста свидетельствует о том, что «комета-возмездие» появившаяся под зодиакальным знаком Льва, в очередной раз появится, когда точка весеннего равноденствия переместится в зодиакальный знак Водолея.

Из вышеизложенного видно, что символика Большого Сфинкса буквально пронизывает все тексты Священного Писания, составляющего основу религиозного вероучения евреев, как потомков гаксосов.
Весь Ветхий Завет – это история гаксосов и исповедуемой ими религии, а Большой Сфинкс – это центральный и главный символ этой религии, характеризующий основные параметры орбиты «кометы-возмездие».
Отсюда следует единственно возможный вывод, что Большой Сфинкс мог быть построен только во время правления гаксосов в Египте.
Все остальное домыслы от лукавого, а в противном случае нам придется признать несостоятельность религиозного вероучения.
Как видим, доказательство простое и абсолютно неопровержимое.

А так как Великие пирамиды и Большой Сфинкс были построены как единый астральный комплекс по замыслу великого Хемиуна, то не существует никаких сомнений в том, что строительство этого комплекса осуществлялось под руководством гаксосов, в предвидении Критской космической катастрофы. И до самой середины XVII века, среди верующих, это считалось установленным фактом.
Однако в новейшее время появилось огромное количество статей, излагающие новомодные версии и оригинальные идеи, в которых, современные ученые заболтали самих себя, и войдя в состояние самогипноза, высказывают все новые и новые экзотические версии, не считаясь с историческими реалиями и фактами.

Мне скучно пересказывать все прочитанные мною благоглупости по данному вопросу, а потому расскажу только одну современную трагикомическую историю, превратившуюся в фарс. К тому же эта история подтверждает известный афоризм, что «жизнь есть лучший анекдот».

Эта история явилась следствием широко распространенной в современной науке версии, что Большой Сфинкс был изготовлен по приказу фараона IV династии Хефрена в XXVI веке до н.э., который пожелал, чтобы Большой Сфинкс был изготовлен с лицом самого Хефрена, дабы таким образом увековечить свое имя.
К сожалению, за время существования Большого Сфинкса его лицо было так изуродовано, что идентифицировать его стало невозможно.

Время и люди нанесли лицу Большого Сфинкса такие неизлечимые раны, что оно стало походить на бесформенную маску.
Еще в 1378 году его лицо было обезображено фанатиками-мамелюками, а в конце XVIII века, артиллеристы Наполеона Бонапарта, в хмельном угаре, залпами своих пушек, варварски, до неузнаваемости, разрушили лицо скульптуры, после чего восстановить его прежний вид стало невозможно.

Кроме того, огромный ущерб наносят скульптуре постоянно дующие с севера пыльно-песчаные бури, которые сильно повредили всю левую половину лица.
Процесс разрушения особенно усилился в последние годы, например, в 80-х годах двадцатого столетия у Сфинкса отвалился кусок лапы, а несколько позже, от правого плеча отпали еще два фрагмента, весом более двух центнеров.

В 90-е годы двадцатого столетия в Египте проводились реставрационные работы по укреплению головы скульптуры, которая под своим весом грозила отвалиться от туловища, при этом лицо скульптуры было настолько разрушено, что не поддавалось идентификации.

Однако Марк Ленер из Чикагского университета США, методом математического моделирования, при помощи компьютерной техники, используя сохранившиеся изображения фараона Хефрена на стенах храмов, сохранившиеся скульптуры и другую имеющуюся у него информацию об образе Хефрена, воссоздал облик Большого Сфинкса с лицом фараона Хефрена.
Несомненно, что его труд заслуживает всяческого уважения и похвалы, если не знать, что у Большого Сфинкса никогда не было лица фараона Хефрена.

Большой Сфинкс

Немного пофантазировав, легко можно представить, что спустя долгие годы, египтологи будут приводить скульптурное творение Марка Ленера, как решающий аргумент в пользу того, что Большого Сфинкса все-таки построил фараон Четвертой династии Хефрен.
В данной истории нет виновных, потому что таков уровень развития современной науки, где устоявшиеся заблуждения не оставляют места истинным знаниям.

Наверное, стоит рассказать еще одну историю связанную с Большим Сфинксом и послужившей причиной одной громкой научной сенсации, которая при ближайшем рассмотрении оказалась ложной.

Американский геолог из Бостонского университета США, профессор Роберт Шох, исследуя со своими коллегами, с помощью ультразвуковой аппаратуры для глубинного зондирования, известняк, из которого была высечена статуя Большого Сфинкса, обнаружил, что под облицовкой Сфинкса, на груди и в передней части скульптуры, имеются признаки водной эрозии, достигающие глубины 2,4 метра, в то время как в задней части скульптуры, водная эрозия составляет всего лишь 1,2 метра.
На основании этого он пришел к выводу, что передняя часть Большого Сфинкса была вырублена значительно раньше XXVI века до н.э., то есть раньше времени предполагаемого строительства Большого Сфинкса фараоном Хафра.
Роберт Шох считает, что передняя часть Сфинкса была изготовлена между V и X тысячелетиями до н.э., а во времена фараона Хафра была изготовлена задняя часть скульптуры.

В виде комментария следует заметить, что ультразвуковая аппаратура дает точные результаты, и при применении ее квалифицированными специалистами, какими несомненно и являлись американские ученые, искажения результатов, как правило, незначительны. Так что же Большой Сфинкс был построен в два этапа?

Нет, потому что весь архитектурный комплекс в Гизе, включая Великие пирамиды и Большого Сфинкса, строился как единое целое, по единому замыслу жреца Хемиуна, хотя и на протяжении довольно большого отрезка времени.
Роберт Шох провел точные измерения, но к сожалению, на их основании сделал неправильные выводы.

Голова Большого Сфинкса

Дело в том, что Большой Сфинкс был вырублен из цельной известняковой скалы, которая к моменту изготовления скульптуры Большого Сфинкса, уже имела определенную водную эрозию.

Однако при изготовлении скульптуры Большого Сфинкса, камнерезы вынуждены были снимать с задней части скульптуры значительно более толстый слой известняка, в связи, с чем толщина оставшегося слоя водной эрозии в разных частях скульптуры оказалась неодинаковой, что и зафиксировал своими блестящими измерениями Роберт Шох.

Это очевидно, и я не стал бы останавливаться на этом детском вопросе, но против ожидания, вокруг открытия профессора Роберта Шоха разгорелись жаркие дебаты, в результате которых часть видных египтологов высказалась в пользу того, что Большой Сфинкс действительно мог быть построен в додинастические времена. Это очередное заблуждение и несусветная глупость, недостойная египтологов.

Дело в том, что голова Большого Сфинкса выполнена в головном уборе характерном для династического периода Среднего царства, с уреем и специфической прической «немес». То есть речь опять-таки идет о периоде правления гаксосов в Египте, определенном по библейским текстам. Этого не мог знать геолог Роберт Шох, но для египтолога это азбука.

А вот еще одна любопытная информация, которая также требует пояснения. Любой интересующийся историей Египта, может найти целый ряд литературных источников, свидетельствующих о том, что скульптура Большого Сфинкса 1200 лет находилась полностью погребенной под песками пустыни, и только около 1450 года до н.э. была раскопана по приказу фараона XVIII династии Тутмоса IV.
Эта чрезвычайно тенденциозная информация нуждается в осмыслении. Проверим.
1450 г. до н.э. + 1200 лет = 2650 г. до н.э.
Если предположить, что Большой Сфинкс действительно находился под песком с начала правления фараона Хефрена, т.е. приблизительно с 2650 года до н.э., то возникает естественный вопрос, а могла ли оказаться погребенной под песками пустыни скульптура Большого Сфинкса в это время?
Однозначно нет, потому что абсурдно даже предположить, чтобы фараон Хафра, согласно легенды, пожелавший создать статую Большого Сфинкса со своим лицом, для прославления своего имени и величия, приказал ее зарыть сразу после возведения.
Версия о том, что в это время Сфинкс был погребен наступающими песками пустыни, также отпадает, потому что с 1450 года до н.э. и до настоящего времени его ни разу полностью не засыпали пески пустыни, и если уж это не произошло за последние 3,5 тысячелетия, то как это могло произойти сразу после его создания?

Объективности ради надо сказать, что пески пустыни время от времени засыпают ров вокруг Сфинкса, шириной 5,5 метра и глубиной 2,5 метра, который периодически приходится чистить, но при фактических размерах Большого Сфинкса (его высота составляет 23 метра, а длина 57,3 метра), размеры этого бедствия незначительны и их не стоит преувеличивать.
Более того, за все время существования пирамид, пески пустыни засыпали их всего лишь на одиннадцать метров, а это еще раз свидетельствует о том, что Большой Сфинкс вообще не мог быть полностью погребен песками пустыни, потому что он был построен одновременно с пирамидами.
Однако версия о том, что Большого Сфинкса откопали из-под песка около 1450 года до н.э., во время правления фараона Тутмоса IV, основана на реальном событии, ибо в честь этого знаменательного события фараон приказал установить около скульптуры стелу сфинкса, на которой и была и сделана запись о проделанной работе.

Надо сказать, что время, когда Сфинкса откопали из-под песка, практически точно совпадает со временем исхода гаксосов из Египта, что позволяет предполагать, что его откопали сразу после того, как гаксосы покинули Египет.
Но как видно из вышеприведенной информации, пески пустыни не могли полностью засыпать Сфинкса, следовательно это специально сделали люди.

И все становится на свои места, если предположить, что Большой Сфинкс специально был засыпан песком в предвидении заранее предсказанной жрецами космической катастрофы 1528 года до н.э., и как следствие, ожидаемых мощнейших землетрясений, которые могли его разрушить.
Укрытый песчаной подушкой, Сфинкс мог выдерживать значительные колебания почвы и возникающие при этом напряжения, не подвергаясь разрушению.

Страшные бедствия космической катастрофы 1528 года, многолетняя гражданская война и разруха не позволили гаксосам откопать свое творение, и это сделал фараон Тутмос IV после того, как гаксосы покинули Египет. И теперь уже ничто не могло помешать египетским фараонам, объявить Большого Сфинкса своим творением.

В пользу того, что Сфинкс был построен незадолго до Критской катастрофы, говорит и тот хорошо известный, общепринятый факт, что официальное и наиболее употребительное египетское название Большого Сфинкса «Гор-эм-ахет» (досл. – «Гор на горизонте») появилось на рубеже XVI века. Более раннего употребления этого имени не отмечено нигде.

 

Источник - книга "Комета-возмездие", автор - доктор исторических наук, член Союза писателей России
Бударин Михаил Дмитриевич
http://kometa-vozmezdie.ru

Также в книге раскрыты тайны Египетских пирамид и Большого Сфинкса, Вавилонской башни, Календаря Майя, Стоунхенджа, Дендерского гороскопа и многие другие. Исследована основа христианского вероучения, установлена дата, которая у верующих называется "концом света".
Выводы и расчеты сделаны на основании исторических документов, мифов, легенд, Библии и подтверждены памятниками истории.

 
 

Сфинкс - символ мудрости, могущества, силы, достоинства и королевской власти

СФИНКС, сфинкса, муж. (греч. sphinx).
1. В древнем Египте - каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой.
2. У древних греков - мифическое крылатое существо с туловищем льва или собаки, с головой и грудью женщины.
3. перен. О ком-нибудь непонятном, загадочном (книж. ). «За эти умные глаза и загадочную улыбку ее прозвали сфинксом.» Гончаров.
4. Обезьяна из рода павианов, живущая в Африке (зоол.).
5. Бабочка из группы бражников (см. бражник во 2 ·знач.; зоол.).
Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова

Сфинкс в словаре Даля - баснословное животное эллинов.

Этимология “сфинкс” в словаре Макса Фасмера
Через нем. Sphinх из лат. sphinх (Плавт, Овидий, Сенека) от греческого: "удушающий дух смерти", "сдавливаю" (Буазак 926 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 346).

Сфинкс в словаре русских синонимов - неизвестный; загадка, полуженщина, полульвица.

Сфинкс - в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название С. — греческого происхождения (от гл. душить), но представление заимствовано, вероятно, у египтян или ассирийцев, у которых С. — одна из обычных мифических фигур. По Гезиоду (Феогония, 326 и сл.), С. была дочерью Химеры и Орфра, по другим — Тифона и Ехидны. Особенно распространено было фиванское сказание, разработанное греческими трагиками, которые воплотили в С. идею борьбы человека с судьбою. Близ Фив показывали пещеру в горе Фикион или Сфингион, где, по преданию, жило это чудовище. По фиванскому преданию, С. был послан Герою, или Аресом, или Дионисом для опустошения страны в наказание за убиение Кадмом Аресова дракона (или за преступления Лаия). Приютившись в пещере названной горы, С. подстерегал проходящих и задавал загадку: "Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?" (разгадка — человек в три поры его жизни: в детстве, возмужалом возрасте и старости). При этом сфинкс обязывался в случае разрешения загадки умертвить себя; не разрешавших же загадки он пожирал (или сбрасывал со скалы). Чтобы избавиться от этой беды, Креонт, правивший страной со времени гибели Лаия, предложил руку своей сестры Иокасты и с нею царскую власть тому, кто разрешит загадку. Загадка была разрешена Эдипом, который сделался царем и женился на Иокасте, своей матери, а С. бросился со скалы. Изображения С. в искусстве были различны: обыкновенно он имел бюст женщины и заднюю часть туловища какого-либо животного (льва, змеи, собаки и пр.), или переднюю часть туловища льва и заднюю часть тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла. В новейшей поэзии С. сделался символом загадочного, а также воплощением идеи о смежности страдания с наслаждением (ср. стихотворение Гейне "Das ist der alte Marchenwald!" в предисловии к III-му изд. его "Книги песен"). Ср. Jeep, "Die Griechische Sphinx" (Б., 1854); Ilberg, "Die S. in der Griechischen Kunst und Sage" (Лпц., 1896). Н. О.
Сфинкс (по-египетски сешеп — блистающий, неб — господин и т. д.) — фигура фантастического животного с головой человека на теле льва. Египтяне считали эту фигуру воплощением духа-охранителя, оберегавшего священные места от демонов, и ставили каменные изваяния С. длинными аллеями по дромосам храмов, а также у гробниц. Этот дух-охранитель был затем отождествлен с главным божеством храма, вследствие чего С. стал принимать его облик; так, напр., фиванские С. считались воплощениями Амона, Ра-Хармахиса и других солнечных божеств и часто вместо головы человека имели голову барана — священного животного Амона. Человеческие головы С. большею частью передают черты лица и имеют головные уборы царей, которые их посвятили и соорудили. Мало-помалу фигуры сфинксов стали и сами служить олицетворениями царской власти, соединяющей силу льва с разумом человека. С., сооруженные царицами, имеют женские головы; представляя воплощения богинь, они имеют иногда и женские груди (особенно позднейшие, посвященные Исиде). В Берлинском музее есть, например, С., представляющий супругу Псаметиха I (см.) Шепенупет, подносящую богу дары. Под азиатским влиянием в Новом царстве появляются крылатые С., а еще позже — и греческие; но они получили чисто декоративное значение и не нашли себе места в культе. Обыкновенно С. изображается лежащим; порою вместо передних лап он имеет человеческие руки; между ними помещаются разного рода дары, символы, статуэтки божеств. Самый громадный из С. — так наз. гизэский великий С. — высечен из цельной скалы близ пирамиды Хефрена; он воздвигнут при Амемеига III (XII дин.), неоднократно был заносим песком, а в 1378 г. обезображен фанатиками-мамелюками. Сфинксы, поставленные в 1832 г. на берегу Невы против Академии художеств, сооружены Аменхотепом III (18 дин.); надписи на них дают его титулатуру: "Живущий, Гор, телец, коронованный Маат, соединитель обеих земель, установитель закона, устроитель Египта, золотой Гор, бык царей, обуздатель варваров, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Аменхотеп III, подобие Ра". Б. Т.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Сфинкс (греч. Sphinx)
1) в Древнем Египте — статуя, изображающая фантастическое существо (дух-охранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (обычно портрет фараона) или священного животного. Крупнейший из сохранившихся Сфиксов — так называемый Большой Сфинкс в Гизе, близ пирамиды Хефрена (28 в. до н. э.).
2) В древнегреческой мифологии фантастическая женщина с телом львицы и крыльями. Обосновалась у входа в Фивы и убивала прохожих, которые не могли разгадать её загадку: «Кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, вечером — на трёх». Когда загадку разгадал прибывший в Фивы Эдип, ответивший, что это человек в детстве, зрелом возрасте и старости, она бросилась со скалы (по др. версии, была убита Эдипом). Иносказательно Сфинкс — загадка, загадочный человек.
Лит.: Струве В. В., Петербургские сфинксы, СПБ, 1912; Dessenne A., Le sphinx. Etude iconographique, P., 1957.

Большой Сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая, сохранившаяся на Земле, монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого — как издавна принято считать — придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 73 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.

Назначение и название
Статуя Сфинкса повёрнута лицом к Нилу и восходящему солнцу. Почти все древневосточные цивилизации видели во льве символ солнечного божества. С древнейших времён фараона было принято изображать в виде льва, истребляющего своих врагов. В свете этих данных позволительно считать Сфинкса стражником вечного покоя погребённых вокруг него фараонов. Окрестные храмы были первоначально посвящены солнечному богу Ра, и только в период Нового царства скульптуру стали отождествлять с Хором (точнее - с Хоремахетом), вследствие чего Аменхотеп II посвятил ему особый храм к северо-востоку от Сфинкса.
Древнеегипетское название Большого Сфинкса остаётся неизвестным. Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкс. Мнение о том, что это слово пришло в Грецию из древнеегипетского, неосновательно. Средневековые арабы (в «Тысяче и одной ночи» и других текстах) именовали Большого Сфинкса «отцом ужаса».

Время создания
Обстоятельства и точное время возведения Сфинкса пока остаются загадочными. Принятое в современной литературе суждение античных авторов о том, что его строителем был Хефрен (Хафру), подтверждается только тем, что при строительстве храма при статуе использовались каменные блоки того же размера, что и при возведении соседней пирамиды. Кроме того, неподалёку от Сфинкса археологи обнаружили в песке диоритовое изображение Хафру.
Существуют и другие мнения относительно заказчика Сфинкса. Инвентарная стела, обнаруженная в Гизе Мариеттом в 1857 г. и, по всей вероятности, созданная незадолго до персидского завоевания, утверждает, что обветшавшую статую выкопал и очистил от песка отец Хефрена, фараон Хеопс (Хуфу). Большинство учёных склонны отвергать это свидетельство как позднее и ненадёжное; за достоверность приведённых в стеле сведений из исследователей старой школы высказывался лишь Гастон Масперо. Видный современный египтолог Райнер Штадельман придерживается мнения, что по своим художественным особенностям статую следует отнести к строительной деятельности Хуфу. В 2004 французский учёный Василь Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра. Ещё более запутывает вопрос о заказчике статуи то обстоятельство, что лицо статуи имеет негроидные черты, что расходится с другими сохранившимися изображениями Хафру и его родственников. Судмедэксперты, сопоставлявшие при помощи компьютера лицо Сфинкса с подписанными статуями Хафру, пришли к выводу, что они не могут изображать одного и того же человека.

Начиная с 1950-х гг. в популярной литературе датировка Сфинкса периодом Древнего царства стала ставиться под сомнение. Утверждалось, что нижняя часть сфинкса представляет собой классический пример эрозии, вызванной длительным нахождением камня в воде. Последний раз соответствующий уровень осадков наблюдался в Египте на рубеже IV и III тысячелетий, что, по мнению сторонников этой теории, указывает на создание статуи в Додинастический период или даже ранее. В научной литературе особенности эрозии скульптуры объясняются другими причинами - вторичной трещинноватостью, действием кислотных дождей, низким качеством известняка. Сравнительно небольшие размеры головы побудили бостонского геолога Роберта Шоха предположить, что у статуи изначально была морда льва, из которой один из фараонов велел высечь загадочно улыбающееся человеческое лицо по своему собственному образу и подобию. Эта гипотеза не нашла признания в научной среде, равно как и предположение Грэма Хэнкока о корреляции трёх пирамид со звездами в созвездии Ориона, которая якобы наблюдалась в 11-м тыс. до н. э. (см.: Orion Correlation Theory).

Разрушение
Лицо сфинкса в профиль. У статуи отсутствует нос шириной в один метр. Чаще всего можно услышать, что эту деталь статуи отшибло пушечным ядром во время наполеоновской битвы с турками у Пирамид (1798 г.); в других версиях легенды место Наполеона занимают англичане или мамелюки. На ложность этого мнения указывают рисунки датского путешественника Нордена, видевшего безносого сфинкса уже в 1737 г. Хотя отсутствие носа можно объяснить «естественным износом» скульптуры (многовековое действие ветра и влаги), более правдоподобным представляется объяснение средневекового каирского историка аль-Макризи. Он пишет, что в 1378 г. один суфийский фанатик, застав феллахов приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос, за что был растерзан толпой. Из рассказа аль-Макризи можно заключить, что для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей. Сфинкс дошёл до наших дней не только без носа, но и без накладной церемониальной бороды в форме куба либо завитых косичек, фрагменты которой можно увидеть в Британском и Каирском музеях. Время появления у Сфинкса бороды вызывает споры. Одни авторы относят её монтаж к Новому царству. По мнению других, Сфинкс имел бороду искони, ибо техническая сложность высотных работ по монтажу бороды превосходила возможности строителей того времени.

Горизонтальные борозды на теле статуи
На теле статуи видны глубокие горизонтальные опоясывающие борозды, располагающиеся по всей её высоте, исключая голову. Некоторые исследователи утверждают что это следы водной эрозии. Следствием последнего предположения является вывод о том, что статуя пережила период сильных дождей или период затопления. Доктор Роберт Шох, профессор геологии Бостонского университета, учитывая степень эрозии Сфинкса, считает, что время создания Сфинкса лежит между 7000 и 5000 годами до н.э., ибо в этот период в этой местности действительно шли дожди. Он пишет о Сфинксе: "Классический пример из учебника того, что происходит с поверхностью известняка, если дожди молотят по ней в течение тысяч лет..."..."в контексте данных, известных нам о климате Гизы в древности, это служит серьезным свидетельством того, что Сфинкс намного старше традиционной датировки в районе 2500 года до н. э. ... Я просто следую туда, куда меня ведет наука; а она ведет меня к выводу, что Сфинкс сооружен намного раньше, чем до этого считалось". Джон Уэст считает, что основная эрозия произошла в более ранний дождливый период до 10000 года до н.э. Такие выводы относят строительство статуи, и как следствие и всего комплекса, включающего пирамиды, к временам, предшествующим время появления Египетского государства, когда климат в этой местности был иным. Несмотря на то, что мнение Шоха не было официально опровергнуто, оно, так же как и мнения других сторонников гипотезы водной эрозии статуи, не рассматриваются учёными, придерживающихся точки зрения, принятой современной академической наукой в качестве основновной, и порождают непрекращающиеся дискуссии о том, когда была возведена статуя, и кто является её строителем. Немного иные борозды присутствуют и на стенах траншеи, в которой находится статуя.

Реставрация
За годы своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребён в песке. Попытки откопать его предпринимались уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Первый смог освободить от песка только передние лапы, между которыми велел поставить гранитную стелу с надписью следующего содержания: "Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце".
В 1817 году итальянцам удалось очистить от песка всю грудь Сфинкса, а полностью он был освобождён от тысячелетних песчаных наносов в 1925 году.
Словари и энциклопедии на Академике

 
в начало
МИСТИКА, ЭЗОТЕРИКА, ТАЙНЫ, ЗАГАДКИ
Главное меню Энциклопедии
темы|понятия|род занятий|открытия|произведения|изобретения|явления
вид творчества|события|биографии|портреты|образовательный каталог|поиск в энциклопедии
 
Главная страница ЭНЦИКЛОПЕДИИ
Copyright © 2004 abc-people.com
Design and conception BeStudio © 2010-2017