ГЕДЕОН

ГЕДЕОН
ГЕДЕОН
Гидеон (евр. gibeõ’n, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. jerubb'al, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой-воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху, предшествовавшую установлению монархической государственности). Согласно библейскому повествованию, после смерти Деворы израильтяне вернулись к языческим обычаям, за что Яхве покарал их, на семь лет «предав в руки» мадианитян, амаликитян и других кочевых хищников, в ежегодных набегах отнимавших урожай (Суд. 6, 1-16). Когда мера страданий народа исполнилась, Яхве посылает ангела к Г., который в это время молотил пшеницу в виноградной давильне, прячась от мадианитян (6, 11). Услышав повеление «спасти Израиля от руки мадианитян», Г. возражает: «Господи! как спасу я Израиля? Вот, и племя мое в колене Манасиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (6, 14-15). Но обещание победы подтверждено знамением: пищу, приготовленную Г. для угощения небесного гостя, пожирает огонь, вышедший из конца посоха ангела, а сам ангел исчезает. В согласии с архаическими представлениями Г. ждёт для себя гибели, ибо видел сверхъестественное существо, но Яхве успокаивает его. По вдохновению от Яхве Г. разрушает жертвенник Ваала и священное дерево, которым поклонялся его отец, воздвигает вместо них алтарь Яхве и приносит на нём жертву. Соседи готовы его убить, но отец предлагает, чтобы Ваал сам «спорил», или «судился», с Г. (этим эпизодом мотивировано его второе имя, 6, 32). Когда мадианитяне с союзниками приходят очередным набегом, Г. трубит в шофар (трубу из бараньего рога), подавая знак священной войны, и на его клич собирается не только его род и всё «колено» Манассии, к которому принадлежит он сам, но также «колена» Асира, Завулона и Неффалима - 32-тысячное ополчение. По просьбе Г. ему даны ещё два знамения: сначала «на всей земле» сухо, и роса выпадает только на расстеленную Г. шерсть, затем «на всей земле» выпадает роса, а шерсть остаётся сухой (6, 36-40); в традиционном христианском истолковании роса - символ благодати. Яхве хочет показать, что победа принадлежит не численности, а избранничеству. Поэтому Г. ведено отослать по домам боязливых, а из оставшихся Ю тысяч воинов, подвергнутых архаическому испытанию, отобраны всего 300 воинов, «лакавших воду языком своим, как лакает пёс» (7, 5). С ними Г. подкрадывается к стану врагов и совершает дикое ночное нападение на превосходящие силы при звуке шофаров и криках «меч Яхве и Гедеона!». Воины неприятеля в суматохе убивают друг друга, беспорядочно бегут. Тогда Г. обращается за помощью к воинам «колена» Ефрема, которым удаётся на переправе через Иордан захватить и лишить жизни двух предводителей мадианитян - Орива (Ореба) и Зива (Зееба). Г. преследует двух других мадианит-ских вождей - Зевея (Зебаха) и Салмана (Цалмуны), настигает их и лишает жизни в акте кровной мести за гибель своих братьев; ещё раньше он подвергает жестокой каре старейшин городков Сокхофа (Суккот) и Пенуэла, насмешливо отказывавших утомлённым воинам в провианте (8, 12-21). Народ предлагает Г. царскую власть для него самого и его династии, но Г. отвечает: «ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Яхве да владеет вами» (8, 23). Из своей военной добычи Г. сооружает в родном городке Офре (Афре) какой-то культовый предмет («эфод»), как будто бы посвящённый Яхве, но который легко становится центром языческого культа. Жизнь Г. завершается мирной эпической старостью в кругу огромной семьи, состоящей из множества жён и 70 сыновей, практически пользующихся полуцарскими привилегиями; после его смерти его побочный сын Авимелех предпринимает попытку захвата царской власти.
Лит.: Nestle E., Das Vlies des Gideon, «Archiv für Religlonswissenschaft», 1909, t. 12, S. 164-56; Schultz W., Das Flies des Gideon, «Orientalistische Literaturzeitung», 1910, Jg. 13, S. 241-51; Alonso-Schokel L., Heros Gedeon. De genere litterario et historicitate Jdc 6-8, «Verbum Domini», 1954, t. 32, p. 3-20, 65- 76; Whitley С. F., The sources of Gedeon stories, "Vetus Testamentum", 1957, t. 7, p. 157-164; Beyerlin W., Geschichte und heilsgeschichtliche Traditionsbildung im Alten Testament (Richter VI-VIII), «Vetus Testamentum», 1963, t. 13, S. 1-25.
С. С. Аверинцев.

(Источник: «Мифы народов мира».)

.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ГЕДЕОН" в других словарях:

  • Гедеон — а, муж. Стар. редк.Отч.: Гедеонович, Гедеоновна.Производные: Гедя; Геша.Происхождение: (Др. евр. имя Gid‘ōn рубака. От gāda‘ рубить.)Именины: 9 окт. Словарь личных имён. Гедеон Владеющий оружием, рубака (евр.). 9 октября (26 сентября) – праведный …   Словарь личных имен

  • Гедеон — преподобный инок Серпуховского Владычного монастыря. В Книге глаголемой о российских святых он показан в числе калужских подвижников. Не канонизован …   Биографический словарь

  • гедеон — сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гедеон — Гидеон (евр. gide on, «разрубатель», «крушитель»), Иероваал (евр. yerubaal, «да спорит Ваал»), в ветхозаветных преданиях эпический герой воитель, «муж силы», один из «судей израильских» (вождей племенного союза Израиль в эпоху, предшествовавшую… …   Энциклопедия культурологии

  • Гедеон — (Криновский) см. Криновский Григорий Андреевич …   Словарь русского языка XVIII века

  • Гедеон — Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его …   Википедия

  • Гедеон — Гидон Гедеон, сын Иоаса, потомок Авиезера, живший в городе Офра среди владений Манассии (Суд. 6:11; И. Нав. 17: 2). Бог призвал его, когда он молотил пшеницу на гумне отца своего, чтобы спасти израильский народ от руки мадианитян. Он был пятый из …   Словарь библейских имен

  • Гедеон — Судья Израиля, победитель мадианитян. Он тайно молотил пшеницу, когда ангел Божий призвал его избавить страну от мадианитян. Желая убедиться, что призыв действительно исходит от Бога, Гедеон дважды испытывал говорившего с ним, и дважды Бог… …   Подробный словарь библейских имен

  • Гедеон — (разрушитель): а) (Суд.6:11 ) сын Иоаса из г.Офры, колена Манассиина, 7 й судья Израильский. Он был от природы очень скромный, и когда Ангел Господень предложил ему идти во имя Господне и спасти Израильтян от ига Мадианитян; Гедеон отвечал: вот и …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Гедеон — пропов. 1815 г., архим. {Венгеров}  Гедеон архим. Ниже Ломов. монаст. Пенз. епарх. 1911 г. сост. опис. монаст. {Венгеров} …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»